Лечит ли протокол Бредесена болезнь Альцгеймера?

Лечит ли протокол Бредесена болезнь Альцгеймера?

В 2017 году группа ученых во главе с доктором Дейлом Бредесеном создала протокол ReCODE, заявив об изобретении способа предотвращать и лечить болезнь Альцгеймера. Бредесен написал книгу «The End of Alzheimer’s: The First Program to Prevent and Reverse Cognitive Decline», быстро ставшую популярной по всему миру, а в 2019 году переведенную на русский язык и вышедшую под названием «Нестареющий мозг». Согласно аннотациям и рекомендациям, книга поможет читателю разобраться в причинах снижения когнитивных функций и предотвратить или даже обратить вспять развитие болезни Альцгеймера. Все ли из этих обещаний правда?

 

Возможные причины развития болезни Альцгеймера

Самой частой причиной деменции (прогрессирующего снижения интеллекта) является болезнь Альцгеймера. Согласно статистике в США в 2017 году было зарегистрировано более 6 млн больных Альцгеймером, а к 2060 году прогнозируется увеличение этого числа до 16 млн. Болезнь Альцгеймера изучает большое количество специалистов разных областей, таких как молекулярная нейробиология, нейрогенетика, нейроморфология, нейрохимия, нейрофармакология. Тем не менее, несмотря на огромное количество проводимых во всем мире исследований,  вопрос об истинной причине болезни Альцгеймера, как и других нейродегенеративных заболеваний, по-прежнему остается открытым, а большинство клинических исследований лекарственных препаратов терпят неудачу.

На данный момент мировое научное сообщество  выдвигает три основные конкурирующие гипотезы возможных причин развития болезни Альцгеймера:

  • Холинергическую, в рамках которой причиной когнитивного снижения является недостаток нейротрансмиттера ацетилхолина, и которая стала основой для имеющейся в настоящее время атихолинергической противодементной терапии;
  • Амилоидную, смысл которой кроется в накоплении внеклеточного белка бета-амилоида, обладающего токсическим действием на нервные клетки и их синапсы, вызывающего их гибель;
  • Тау-гипотезу, согласно которой формирующиеся в результате метаболических нарушений конгломераты белка-тау накапливаются в нервной клетке, вызывая ее гибель.

Существует еще множество других гипотез, например гипотезы грануловакуолярной дегенерации Шимкович, нейропильных нитей Браака, воспаления, окислительного стресса, белка кластерина, пресенелинов и так далее, но по-прежнему ни одна из современных гипотез не объясняет и не объединяет всех данных, опубликованных в более чем 50 тысячах научных статей. Поэтому в настоящее время для практикующего врача основными парадигмами являются амилоидная теория повреждения, замедление гибели клеток и восполнение критического дефицита ацетилхолина через применение антидементной терапии.

 

Все ли так однозначно?

Копятся данные о связи болезни Альцгеймера с нарушениями углеводного обмена и инсулинорезистентностью, гормональными нарушениями функции щитовидной железы, репродуктивной сферы, надпочечников, аутоиммунными реакциями, токсическим действием металлов, микроорганизмов, плесневых грибов, гомоцистеина, дефицитом питательных веществ и витаминов, состояния микробиома. Попытки использования заместительной гормональной терапии, гипогликемических и нестероидных противовоспалительных препаратов с надеждой хотя бы замедлить течение болезни, конечно же, предпринимались. Однако, по-отдельности, коррекция этих факторов риска не принесла эффекта, удовлетворяющего критериям доказательности.

Кроме того, между теоретическими и практическими данными довольно много несостыковок, например:

  • Наличие маркеров альцгеймеровской патологии у когнитивно здоровых лиц пожилого возраста;
  • Неэффективность противодементной терапии на стадии умеренных когнитивных нарушений;
  • Появление маркеров амилоидоза в спинномозговой жидкости у здоровых добровольцев с депривацией сна;
  • Некоторый эффект немедикаментозных методов, таких как диета и физическая активность.

Особых успехов в лечении болезни Альцгеймера мы пока так и не достигли. В настоящее время существует всего две группы противодементных препаратов – ингибиторы холинэстеразы и мемантин, которые способны в некоторой степени улучшить когнитивные функции и на какое-то время стабилизировать состояние. Нет сомнения, что противодементная терапия оказывает положительный, хоть и временный эффект на пациентов с болезнью Альцгеймера, однако не может обратить болезнь вспять. Кроме того, есть пациенты, нечувствительные к терапии. Может быть дело в ракурсе?

 

Нестареющий мозг и альтернативные гипотезы

В 2019 году на российском литературном рынке появилась книга доктора медицинских наук, врача-нейробиолога Дейла Бредесена «Нестареющий мозг», содержание которой подается как «глобальное медицинское открытие об истинных причинах снижения умственной активности, позволяющее обрести ясность ума, хорошую память и спасти мозг от болезни Альцгеймера». В книге представлена авторская программа по предупреждению и обратному развитию когнитивных нарушений — ReCODE.

Доктор Дейл Бредесен и его книга «Нестареющий мозг»

 

Бредесен утверждает, что «развитие болезни Альцгеймера можно предотвратить, а связанное с ней ухудшение когнитивных функций обратить вспять». Автор берет за основу предположение, что болезнь Альцгеймера — «это не результат нарушения работы головного мозга, а здоровая реакция организма на угрозу». Под угрозой предполагаются факторы риска, воздействие на организм которых вынуждает мозг активизировать защитные механизмы.

Благодаря многочисленным научным исследованиям, к настоящему времени накоплен достаточный опыт по имеющимся факторам риска когнитивных нарушений, среди них генетические факторы, семейный анамнез, возраст, пол, повышение артериального давления, избыточная масса тела, дислипидемия, инсулинорезистентность, гормональные нарушения, расстройства сна, стрессовые, воспалительные факторы, травмы головы и многие другие.

Бредесен пишет о том, что наличия одного-двух факторов риска для развития болезни Альцгеймера недостаточно. Патологический процесс развивается лишь при совокупности критического количества факторов риска, в частности при сочетании неконтролируемых факторов (генетика, пол, возраст) с контролируемыми (сопутствующие заболевания, неправильное питание, нарушения сна, токсические, воспалительные, стрессовые факторы).  В этот контекст укладывается и разнообразие клинических вариантов болезни, и сопутствующих нарушений, и вариативность ответа на различные терапевтические вмешательства.

«Болезнь Альцгеймера сложнее, чем одна поломка», – описывает свою интерпретацию фактов доктор Бредесен. Он сгруппировал известные 36 факторов риска и возможных причин возникновения болезни по типам «синдрома» в 3 основные группы: воспаление, трофический дефицит, токсическое влияние. По сути, Д. Бредесен в книге «Нестареющий мозг» объединил все научно известные и доказанные факты о патогенезе и факторах риска болезни Альцгеймера и создал единый макет крайне многофакторного тяжелого заболевания.

Эта теория может стать объяснением накопления маркеров амилоидоза в спинномозговой жидкости у здоровых добровольцев с депривацией сна. Но если в норме при кратковременном воздействии угрозы мозг отражает «нападение» и возвращается к нормальному функционированию, то при хроническом, множественном и стабильно интенсивном характере угрозы защитные реакции организма также переходят в разряд хронических, вызывая накопление и постоянное присутствие в организме токсичных продуктов. Данное утверждение отчасти соответствует современным научным представлениям, согласно которым и амилоид, и тау являются нормальными белками, необходимыми для физиологической работы нервной клетки, а болезнь развивается лишь тогда, когда происходит их патологическое накопление. Казалось бы, уменьшение количества накопленных белков с помощью медикаментозных средств должно приводить к улучшению состояния пациентов? Но увы, многочисленные клинические исследования этого не подтвердили.  

Согласно гипотезе Бредесена бороться надо не с уже имеющимися в большом избытке амилоидами и тау-белками, а с причинами, вызывающими их образование, то есть не допускать длительной активации защитных реакций организма. Доктор Бредесен утверждает, что именно его программа ReCODE может воздействовать на все  факторы риска, например, восстанавливать уровни витаминов В12 и D, гомоцистеина, корректировать гормональный дисбаланс, инсулинорезистентность и далее по списку, но не с помощью лекарственных препаратов, а путем использования витаминов, биологически активных добавок, специальной разработанной диеты, восстановления сна, циркадных ритмов и борьбы со стрессовыми факторами немедикаментозными методами. Звучит знакомо? Конечно, все эти рекомендации неоднократно повторены многочисленными гуру  ЗОЖ (здорового образа жизни). А сам автор называет свою программу аюрведическим подходом к борьбе с болезнью Альцгеймера. При этом, он акцентирует внимание на том, что отклонение или прекращение следования программе ReCODE вызывает повторное ухудшение когнитивных функций при их изначальном выраженном улучшении.

Если читать книгу «Нестареющий мозг» со здоровым скептицизмом, то можно обнаружить несколько фактов. Первый — достаточно положительный: патогенез болезни Альцгеймера описан верно, автор действительно опирался на научно-доказанные представления. А вот второй факт гораздо менее обнадеживающий. Исследование, лежащее в основе программы ReCODE и опубликованное в 2014 году, никак нельзя рассматривать как научное. Несмотря на то, что согласно результатам, было зафиксировано улучшение когнитивных способностей у девяти из десяти пациентов с болезнью Альцгеймера или с ее предвестниками после применения программы, дизайн исследования не соответствует правилам проведения научных клинических исследований, а представляет лишь описательный характер улучшения состояния отдельно взятого пациента. Слишком малая выборка пациентов (10 человек), отсутствие единой системы оценки когнитивных функций (использовались разные нейропсихологические шкалы у разных пациентов), незначительный период наблюдения и отсутствие контрольной группы исключают возможность грамотного проведения статистического анализа, сравнительной оценки и соответственно получения достоверных результатов, которые могли бы стать основой доказательной базы данного подхода. Хотя определенная логика в том, что сочетание классической противодементной терапией с более здоровым образом жизни пациента положительно скажется на лечении, конечно, есть.   

Соответственно, в настоящее время программа ReCODE, не имеющая доказательного обоснования, не может быть разрешена для массового использования в клинической практике. Все проводимые до настоящего времени клинические исследования болезни Альцгеймера были направлены на изучение ограниченного количества факторов риска, что связано с техническими трудностями набора большой группы больных, однородной по факторам риска. Известный факт, что включение в исследование большого количества факторов риска значительно снижает однородность группы и, соответственно, существенно осложняет последующую статистическую обработку, что неблагоприятно сказывается на точности  результатов. Это предопределяет большие сложности для разработки грамотного протокола исследования для проведения объемного клинического рандомизированного исследования программы ReCODE.

 

Подведем итоги

Книга Д. Бредесена «Нестареющий мозг» является полезным и удобным источником для изучения и понимания этиологических и патогенетических механизмов болезни Альцгеймера, в котором обобщены все имеющиеся в настоящее время научные достижения. Также книга может быть  достойным инструментом для стимулирования общества к изменению образа жизни с целью профилактики не только когнитивных нарушений, но и сердечно-сосудистых и цереброваскулярных заболеваний в целом. Но предлагаемая автором терапевтическая программа требует проведения серьезных клинических испытаний с включением большого количества пациентов и четким соблюдением правил проведения клинических рандомизированных исследований для доказательства или опровержения ее эффективности. А до тех пор она остается громким, но ничем необоснованным заявлением.

 

Автор: Ольга Зимнякова, к.м.н., врач-невролог ФГБУ ФМБА России и ассистент кафедры неврологии ИППО ФГБУ ФМБА России, ГНЦ «ФМБЦ им. А.И. Бурназяна»