Ровно 200 лет назад в ста километрах от Москвы на Бородинском поле, прославившемся с тех пор на весь мир, гремело ожесточенное - и переломившее войну 1812 года - сражение русских с наполеоновской армией. Представляем документы - рапорты, донесения, военные записки, созданные военачальниками русской армии в разгар событий, в эпицентре этой кровопролитной и знаменательной битвы.


***
1812 год, августа 25
Донесение М.И. Кутузова Александру I о бое при Шевардине
Село Бородино

Всемилостивейший государь!

За последним всеподданнейшим донесением, которое я имел счастие повергнуть вашему императорскому величеству о том, что армии ввел я в позицию при Бородине в ожидании сил неприятельских на себя, 24-го числа с отступлением ариергарда к кор-де-баталь неприятель предпринял направление в важных силах на левой наш фланг, находящийся под командою князя Багратиона. Видев стремление неприятеля главнейшими силами на сей пункт, дабы сделать таковой надежнее, признал я за нужное загнуть оной к прежде сего укрепленным возвышениям. С двух часов пополудни и даже в ночи сражение происходило жаркое весьма, и войски вашего императорского величества в сей день оказали ту твердость, какую заметил я с самого приезда моего к армиям. 2-я же кирасирская дивизия, должна будучи даже в темноте сделать последнюю из своих атак, особенно отличилась, и вообще все войска не только не уступили ни одного шага неприятелю, но везде поражали его с уроном с его стороны. При сем взяты пленные и восемь пушек, из коих три, совершенно подбитые, оставлены на месте.

Многие при сем деле заслуживают внимание вашего императорского величества; о всех таковых списки буду иметь щастие повергнуть вслед за сим. Теперь же, ограничиваясь кратким извещением вашего величества, подношу притом и сколок карандашом с позиции, войсками ныне занимаемой.

Вашего императорского величества всеподданнейший,
М.И. Голенищев-Кутузов.


***
1812 г. августа 25
Главная квартира при селе Бородине
Приказ М.И. Кутузова по армиям об оплате за производимые работы по укреплению позиции и соблюдении чистоты в лагере


Предписывается всем тем нижним чинам, кои употребляются в работу на батареях, производить (выдачу) ежедневно по 10 копеек медью из экстраординарной суммы.
Предписывается генерал-гевальдигерам иметь чистоту в лагере и чтобы упалые лошади были зарываемы.

***
1812 г. августа 25
Приказ П.И. Багратиона войскам 2-й Западной армии о подготовке к сражению при Бородине - № 128

Портрет Багратиона П.И.

Господам корпусным командирам приказать всем полкам и командам, чтобы нигде на открытых местах огней во время ночи для варения пищи разводимо не было, а старались бы помещаться в оврагах и скрытых местах.

Предписывается всем господам корпусным командирам приказать войскам иметь заготовленного провианта сухого или печеного непременно на 6 дней, которой истребовать от генерал-провиантмейстера Домбровского.

Все егерские полки сегодня ночью сменить свежими людьми, бригаду полковника Гоголя от сводной гренадерской дивизии, а 6-й и 41-й егерской от 7-го корпуса.

Егерям сим отдыхать во всю ночь, сварить каши, выпить по чарке вина, оправиться, а завтра до свету сварить опять каши, выпить по чарке вина, набрать патронов и непременно пред светом опять прежние места занять. Войскам же, от сводной гренадерской дивизии и от 7-го корпуса посылаемым, войти также в свои места.

Всей армии варить каши, но ночью быть весьма осторожну на случай нападения от неприятеля.

Резервы иметь сильные и сколько можно ближе к укреплениям как батарейным, так и полевым.

Рекомендуется г.г. начальникам войск употребить все меры, чтобы завтра к свету люди поели каши, выпили по чарке вина и непременно были во всей готовности.

Приказ, видимо, случайно не подписан.

***
1812 г. августа 25
Распоряжение главнокомандующего 1-й Западной армией перед Бородинским сражением

Алексей Петрович Ермолов. Архив

Главнокомандующий 1-ю Западною армиею извещает господ генералов, командующих частями войск, что во время сражения будет он находиться или на правом армии фланге, или в центре, по большой дороге, между 4-м и 6-м корпусами, где могут находить его, имеющие приказание.

Главнокомандующий особенно поручает господам корпусным командирам без особенной надобности не вводить в дело резервы свои, разумея о второй линии корпусов, но по надобности распоряжать ими по рассмотрению. Общей же армии резерв, иначе как по воле самого главнокомандующего, никуда не употреблять.

Внушить господам шефам и командующим егерскими полками, сколько возможно в начале дела менее высылать стрелков, но иметь небольшие резервы, для освежения в цепи людей, а прочих людей, построенных позади в колонне. Большая стрелков потеря не может отнестись к искусному неприятеля действию, но чрезмерному числу стрелков, противопоставляемых огню неприятеля. Вообще сколько возможно избегать перестрелки, которая никогда не влечет за собою важных последствий, но стоит неприметно немалого количества людей. Вообще, преследуя неприятеля, не вдаваться слишком далеко, дабы можно иметь от прилежащих частей войск вспомоществование. В атаках, на неприятеля производимых, войскам воспретить кричать ура, разве в десяти уже от неприятеля шагах, тогда сие позволяется. Во всяком другом случае взыщется строго.

По размещении артиллерии по батареям, остальная артиллерия в корпусах должна быть по бригадам в резерве. Во второй же линии состоящая остается в своем месте. Сею в резерве артиллериею распоряжает корпусной командир или начальник всей артиллерии в армии, который дает только знать только корпусному командиру, что употребил оную и где. Начальнику всей артиллерии не препятствовать в распоряжении его, ибо он действует по воле главнокомандующего или сообразно цели, ему объявленной.

Господа корпусные командиры особенное обратят внимание, дабы люди не занимались пустою стрельбою, и артиллерия, сколько возможно, щадила снаряды, ибо скорая, но безвредная, пальба с начала может только удивить неприятеля, но вскоре заставить потерять всякое уважение.

Особенных прикрытий, вблизи самых батарей расположенных, не иметь, но учреждать оные по мере приближения неприятеля, или явного его на батарею покушения; иначе вдруг неприятелю даются две цели, и батарея сама по себе и ее прикрытие.

Колоннам, идущим в атаку, бить в барабаны.

Начальник Главного штаба
С подлинным верно:                                     
Генерал Ермолов


***
1812 г. августа 26,
Предписание М.И. Кутузова командующему 6-м пехотным корпусом генералу от инфантерии Д.С. Дохтурову о назначении его командующим левым крылом армии и необходимости удержать позицию

Хотя и поехал принц Виртембергский на левый фланг, не смотря на то имеете вы командовать всем левым крылом нашей армии и принц Виртембергский подчинен вам. Рекомендую вам держаться до тех пор, пока от меня не воспоследует повеление к отступлению.
 
Князь Голенищев-Кутузов

***
1812 г. августа 26,
Записка М.И. Кутузова М.Б. Барклаю-де-Толли о намерении возобновить сражение


Я из всех движений неприятельских вижу, что он не менее нас ослабел в сие сражение, и потому, завязавши уже дело с ним, решился я сегодняшнюю ночь устроить все войско в порядок, снабдить артиллерию новыми зарядами и завтра возобновить сражение с неприятелем. Ибо всякое отступление при теперешнем беспорядке повлечет за собою потерю всей артиллерии.

Князь Голенищев-Кутузов
 
***
1812 г. августа 27,
Позиция при Бородине
Рапорт М.И. Кутузова Александру I о сражении при Бородине

Русский полководец М.И.Кутузов

После донесения моего о том, что неприятель 24-го числа производил атаку важными силами на левой фланг нашей армии, 25-е число прошло в том, что он не занимался важными предприятиями, но вчерашнего числа, пользуясь туманом, в 4 часа с рассветом направил все свои силы на левой фланг нашей армии. Сражение было общее и продолжалось до самой ночи. Потеря с обеих сторон велика: урон неприятельской, судя по упорным его атакам на нашу укрепленную позицию, должен весьма нашу превосходить. Войски вашего императорского величества сражались с неимоверною храбростию. Батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами.

Ваше императорское величество, изволите согласиться, что после кровопролитнейшего и 15 часов продолжавшегося сражения наша и неприятельская армии не могли не расстроиться и за потерею, сей день сделанною, позиция, прежде занимаемая, естественно, стала обширнее и войскам невместною, а потому, когда дело идет не о славах выигранных только баталий, но вся цель будучи устремлена на истребление французской армии, ночевав на месте сражения, я взял намерение отступить 6 верст, что будет за Можайском, и, собрав расстроенные баталиею войска, освежа мою артиллерию и укрепив себя ополчением Московским, в теплом уповании на помощь Всевышнего и на оказанную неимоверную храбрость наших войск увижу я, что могу предпринять противу неприятеля.

К сожалению, князь Петр Иванович Багратион ранен пулею в левую ногу. Генерал-лейтенанты Тучков, князь Горчаков, генерал-майоры Бахметевы, граф Воронцов, Кретов ранены. У неприятеля взяты пленные и пушки и один бригадной генерал; теперь ночь и не могу еще разобраться, есть ли с нашей стороны таковая потеря.
 
Генерал от инфантерии князь Голенищев-Кутузов


Источники: М.И. Кутузов. Сборник документов. Т. IV. Ч. 1. М., 1954.;
Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., 1962.