контекст

В лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов учится почти шестая часть российских школьников. О роли школ повышенного статуса в системе образования и о проблеме выбора учебного заведения рассказала в интервью РИА Новости директор школы № 5 с углубленным изучением математики Магнитогорска, обладатель диплома победителя III степени Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Наталья Дедова.
- Наталья Брониславовна, сложно ли школе получить повышенный статус?
- Для всех по-разному. Мы его специально не добивались. Так сложилось: в 2007 году мы проходили аттестацию, имели очевидный для многих кадровый потенциал, проявили успехи в обучении математике - о них свидетельствовали победы в олимпиадах и результаты проектной деятельности учеников. Потому нам и был предложен статус школы с углубленным изучением математики. В соответствии с ним у нас выстроен учебный процесс, воспитательная работа имеет особенности.
- Статус открыл для вас новые возможности?
- Трудно сказать. Школа и без статуса старалась ставить максимальную планку. Статус нам на сегодняшний день не особенно удобен - мы работаем намного шире, чем предполагает этот узкий профиль, добиваемся результатов не только в математике, но и во всем, связанном с точными науками: физика, химия… Так что статус, наоборот, ограничивает наши возможности. В городе нас называют школой для одаренных, но мы никакого специального отбора не производим. Если родители решают, что ребенок способный настолько, что сможет «взять» программу углубленного изучения, то стремятся отдать его к нам.
- Решение родителей - это важно?
- Важна мотивация на учебу - и ребенка, и его родителей. Далеко не каждый ученик сможет осилить программу повышенного уровня. Тем не менее мы работаем со всеми. Расширяться не стремимся, несмотря на то, что теперь чем больше детей, тем больше денег получает школа. Вообще говоря, подушевое финансирование несколько мешает развиваться.
- Для «элитарных» школ финансирование должно быть иным?
- Оно для всех должно быть иным, и помимо подушевого там должны быть другие компоненты. Но я вообще против элитарности школ, она детей развращает. В новом законе об образовании о школах повышенного статуса речи не идет, все приводятся к общему знаменателю. Мы одновременно и хотим, и боимся этого. Боимся - потому что, если не будет статуса, нам придется перестраивать работу, реализовывать «повышенные» программы внутри школы, в рамках профилизации, и каков будет ее механизм, непонятно. Хотим - потому что от элитарности, от социального расслоения надо уходить. Любой ребенок должен получить качественное бесплатное образование, в том числе и качественные дополнительные образовательные услуги. Если государство найдет средства, чтобы их оплатить, то честь ему будет и хвала. Разрыв между школами должен, просто обязан сокращаться, и на это должна быть направлена государственная политика.
Нас часто укоряют, что, мол, наши дети побеждают в олимпиадах, потому что мы «собираем сливки», сосредоточиваем у себя лучших детей. Но ведь то, что к нам стремятся дети родители, - результат нашей кадровой работы, управленческой деятельности. Мы стараемся собрать вместе таких педагогов, которые могут давать высокий результат.
- Что мешает тем, кто завидует вашим успехам, делать то же самое?
- Они делают, но это долгий труд, результаты видны не сразу. Труд команды, прежде всего. Мое твердое убеждение: руководитель должен работать над привлекательностью школы, над ее имиджем, в том числе с помощью СМИ. Мы вступили в рыночные отношения, в том числе и в образовательной системе, так что школы должны заботиться о своей конкурентоспособности, о высоком уровне рейтинга, особенно в крупных городах, где родителям просто необходим какой-то навигатор, карта, чтобы понять, что стоит за внешней привлекательностью.
- Какие советы вы бы дали родителям по поводу выбора школы?
- Некоторые начинают ее выбирать, когда ребенку еще года три: «У него математические способности, хочу, чтобы он учился у вас!» Думаю, не надо делать скоропалительных выводов: способности раскрываются не в дошкольном возрасте и даже не в начальной школе. Если ребенок идет в первый класс, то выбирать нужно не школу, а педагога. Можно посмотреть и программу, по которой работает школа на начальной ступени: очень интересны система Эльконина и Давыдова, система развивающего обучения Занкова, некоторые другие.
Со второй ступенью всё тоже непросто. Зачастую родители пытаются реализовать собственные планы - воплотившиеся или не воплотившиеся в жизнь: «У меня были замечательные учителя - хочу, чтобы они учили и моего сына» или «У меня золотая медаль, я был отличником, хочу, чтобы ребенок тоже пошел по этому пути, для этого нам непременно нужна ваша школа». Нужно остановиться и подумать, а действительно ли ему это необходимо? Может быть, его путь совсем иной? Не стоит забывать и о сложностях адаптации в новом коллективе, в новой системе, с новыми требованиями и правилами. Как правило, в пятом-шестом классе ребенку, перешедшему в школу повышенного статуса, требуется квалифицированное психологическое сопровождение.
- Как выбирать школу для старшеклассника?
- Перед третьей ступенью выбор особенно актуален. Нужно выбрать профиль в соответствии с будущей профессией. Вот тут-то родителям и детям нужна точная картина, в какой из школ какие профильные классы, каковы результаты сдачи ЕГЭ… Здесь, я думаю, рейтинги школ, навигаторы будут особенно полезны. Правда, некоторые идут по пути «чем больше, тем лучше»: даже если ребенок ярко выраженный гуманитарий, они стремятся «взять» на всякий случай и углубленное изучение математики, и физики, и чего-то еще. Или так рассуждают: «Ну, он ведь привык к этому лицею, учителя его хорошо знают, так что пускай продолжает изучать тут математику и физику, а к поступлению на факультет журналистики будем готовиться дополнительно, с репетиторами». У такого старшеклассника возникает сильная перегрузка, часто отказывает здоровье. Нам приходится работать с такими родителями, подключать психологическую службу. Надо, чтобы ребенок понимал свои возможности и умел их совмещать их со своими желаниями и желаниями родителей.
- Для кого предназначены школы повышенного статуса? Для действительно одаренных - или для тех, кто первым успел подать документы?
- Те, кому повезло подать документы, тоже попадают в нашу систему, в тот же «рассол», становятся нашей частичкой. Я всегда говорю детям: «трудно» от слова «труд». Мы прививаем детям желание учиться, преодолевать трудности. В таких школах, как наша, много детей-трудяг, они очень стараются. В результате раскрываются возможности, иногда и самим детям неведомые. Мы понимаем, что математиками станут не все, не все сумеют победить в международных олимпиадах. Поэтому учим всех - и надеемся, что это обязательно принесет свои плоды.
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Комментарий отправлен и будет открыт после премодерации.
Посмотрите, что еще обсуждают >>
Авторизация