Как помочь

11 Декабря 12:08

Что общего между спасением наркоманов и тигров?


ЛАМПУНГ (остров Суматра, Индонезия), 11 дек - РИА Новости, Михаил Цыганов. Казалось бы, что может быть общего между реабилитацией наркоманов и спасением исчезающих суматранских тигров? И что такого важного может происходить в самой глухой индонезийской глуши, чтобы заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) Юрий Федотов потратил целый день из своего чрезвычайно насыщенного встречами четырехдневного визита в Индонезию на полет на самый-самый юго-западный краешек шестого по величине на планете острова Суматра?

© РИА Новости Михаил Цыганов
Пресс-конференция в Тамблине

Впрочем, на этот вопрос на состоявшейся там пресс-конференции ответил он сам: "Кое-кто спрашивает: "Почему вы так концентрируетесь на преступлениях против животных? Давайте сначала сосредоточимся на людях, а потом можно будет заняться и зверями". Но это в корне неверно: дело не в животных, дело в спасении планеты, в спасении человечества, спасении наших граждан. И здесь мы видим превосходную комбинацию, показывающую, что это не две разные цели, а, на самом деле, одна и та же цель".

Центр спасения тигров, находящийся в являющемся частью национального заповедника Южный Букит-Барисан анклава Тамблин, мы уже посещали в очерке  "Полосатая "царица джунглей" летит в свой новый дом", а также в минисерии Тигры Суматры-1, Тигры Суматры-2 и Тигры Суматры-3.

И хотя "тигриных" новостей там хватает, главная новость заключается в другом: вот уже год, как в заповеднике начал работу уникальный проект по вторичной реабилитации наркоманов в условиях практически девственной природы. И не только начал, но и уже добился немалых успехов.

Но сначала - несколько слов о ситуации в области борьбы с ядовитым дурманом в Индонезии - четвертой по численности населения стране мира.

Рассказ борца с наркотиками

Индонезия, как и многие другие страны Юго-Восточной Азии, имеет очень жесткое антинаркотическое законодательство. В мае 2010 года суд столицы всемирно известного курортного острова Бали города Денпасар приговорил к пяти месяцам тюремного заключения крупного профсоюзного деятеля из Австралии, у которого при въезде в Индонезию было найдено 1,7 грамма марихуаны, а в сентябре этого года тот же суд отправил в тюрьму на полгода 17-летнего японца за обнаруженные у него 2,61 грамма гашиша. Тех же, кто попробует провезти более крупные партии наркотиков, могут ждать десятки лет заключения или даже смертная казнь: по последним данным, сейчас в Индонезии смертной казни по вынесенным в связи с незаконной торговлей наркотиками приговорам ожидают 58 человек - из общего числа в 117 приговоренных к высшей мере наказания.

© РИА Новости Михаил Цыганов
Горис Мере

"Ситуация со злоупотреблениями наркотиками в Индонезии быстро осложняется, - рассказывает РИА Новости глава индонезийского Национального управления по наркотикам (НУН) Горис Мере (Gories Mere). - Согласно исследованию, проведенному НУН и университетом "Индонезия", в 2005 году наркоманы составляли 1,7% от числа всех индонезийцев. Но уже в следующем году на них приходилось 1,99% всего населения, а в 2011 году это число вновь возросло до 2,2% - и по прогнозу в 2015 году оно достигнет 2,8%".

Сейчас индонезийские борцы с ядовитым зельем ставят перед собой достаточно реалистическую цель: к 2015 году сделать так, чтобы этот показатель был как можно ниже предсказанных 2,8%, рассказывает Мере.

Даже это будет не просто, считает он: по данным НУН, международные преступные организации, занимающиеся контрабандой и нелегальной торговлей наркотиками, активно пытаются проникнуть гигантскую Индонезию - за последние четыре года здесь резко возросло количество арестов по обвинению в наркоторговле. Если пять лет назад число раскрытых преступлений, связанных с контрабандой и нелегальной торговлей наркотиками составляло чуть более 14,1 тысячи, то в 2010 году оно увеличилось до 28,8 тысячи. По данным национального информагентства Антара, общая стоимость перехваченных правоохранительными органами в 2010 году наркотиков составила 893 миллиарда индонезийских рупий (свыше 100 миллионов долларов).

Эксперты полагают, что привлекательность Индонезии для международных преступных синдикатов объясняется не только большой численностью населения (в стране живет 240 миллионов человек), но и относительной легкостью проникновения через границы раскинувшегося на 17 тысячах островов государства. Кроме того, пока что цены на зелье внутри Индонезии являются одними из самых высоких в Азии.

© РИА Новости Михаил Цыганов
Плакат в аэропорту Бали

К сожалению, в число пойманных курьеров наркосиндикатов недавно вошли и двое граждан РФ: суд Денпасара приговорил к восьми годам тюрьмы и крупному штрафу 30-летнего инструктора йоги Александра Симонова и к 11 годам за решеткой 43-летнего дизайнера Сергея Черных, которые были арестованы в апреле в международном аэропорту Бали с крупными партиями наркотиков, которые пытались провезти в собственных желудках.

Рассказ доктора

По последним оценкам НУН, в настоящее время в Индонезии насчитывается до четырех миллионов наркоманов, и ежегодно из-за наркотической зависимости в стране умирают не менее 15 тысяч жителей. И естественно, что к попыткам решения этой проблемы подключается все больше энтузиастов.

"На самом деле, у вторичной реабилитации есть всего две задачи: восстановление социальной функции и участие в производстве, - рассказывает РИА Новости работающий в Тамблине 37-летний автор и руководитель осуществляемой там на протяжении уже более года антинаркотической программы 37-летний доктор медицины Йосеф Йоди (Yoseph Yody). - Здесь, в Тамблине, мы живем в девственном лесу, а потому и для того, и для другого есть все возможности". 

Сам он формулирует суть своей программы вторичной реабилитации так: "сажать и выращивать самоуважение бывшего наркомана точно так же, как тот сажает и выращивает дерево, научить его приносить пользу окружающей среде, став ее частью".

© РИА Новости Михаил Цыганов
Доктор Йосеф Йоди

На практике это выглядит так: НУН направляет в Тамблин прошедших курс первичной реабилитации бывших наркоманов с целью закрепить их решимость отказаться от ядовитого зелья и подготовить к возвращению в общество.

"С точки зрения социальной функции это место очень подходяще - здесь работает много людей. И участники этого проекта повседневно участвуют в их жизни, каждый день работают с ними бок о бок", - рассказывает доктор.

Кто-то из направленных в Тамблин убирает территорию комплекса, кто-то учится в школе (а в Индонезии не так много школ, где можно освоить компьютер или на хорошем уровне выучить английский), кто-то помогает ухаживать за содержащимися в Центре спасения тигров полосатыми хищниками, кто-то трудится на специально созданной в анклаве небольшой ферме… Они все время находятся среди людей, но в то же время - и на природе, которую многие из них никогда не видели.

"Здесь они чувствуют себя спокойно, потому что не надо ломать головы над какими-то проблемами, - говорит автор программы. - Природа лечит их естественным образом. А защита природы рождает и укрепляет в каждом из них чувство самоуважения, учит не приносить в себя болезнь. Причем без всяких лекарств".

А параллельно с психологической реабилитацией идет физическая, чему немало способствует посильный труд на свежем воздухе.

"Сюда они поступают в очень плохой физической форме, - говорит доктор Йоди. - Но после того, как попадают сюда, они быстро становятся намного свежее. Изменения заметны сразу - и я вижу их каждый день".

Распорядок новой жизни 

Но есть и еще один момент: поскольку программа вторичной реабилитации наркоманов проводится в глуши, куда можно попасть лишь частным самолетом или кораблем, причаливающим к пирсу анклава Тамблин, там просто неоткуда взяться как наркотикам, так и тем, кто их распространяет.

© РИА Новости Михаил Цыганов
Томи Вината

Томи Вината, крупный индонезийский предприниматель, организовавший Центр спасения тигров и проект по реабилитации наркоманов в Тамблине, рассказывает, что в тот самый день, когда ощутил в себе призвание сохранить в этом отдаленном уголке Суматры девственную природу, он также понял, что это место может сыграть роль и в том, чтобы изолировать бывших наркоманов от нежелательного круга общения.

Каждое утро начинается с линейки: по выходным - общей для всех, по будним дням - на рабочих местах, ведь те из проходящих курс вторичной реабилитации, кто не работает в самом анклаве, живут в семьях местных жителей. Место работы каждую неделю меняется - чтобы никто не счел, что ему не повезло.

К работе не принуждают: на утренней линейке каждый может выйти из строя и сказать, что плохо себя чувствует, или же просто не в настроении - скажем, ночью приснился дом, и работать просто нет настроения.

В этот раз из строя никто не вышел, но частенько так делают 3-4 человека, рассказывает доктор Йоди. Что ж, на 28 находящихся сейчас в Тамблине бывших наркоманов приходится десять человек персонала, в том числе пять советников, которые сами прошли все это и прекрасно помнят, как трудно отказаться от ядовитого зелья. Так что с теми, кто работать сегодня не хочет, будет кому поговорить - хотя подавляющее большинство работает с энтузиазмом.

Условия жизни - такие, что многие из прибывших в Тамблин ничего подобного у себя дома не видели. Хотя они и живут общих палатках (для подростков - отдельная), но палатки эти очень удобны, а главное - стоят прямо среди деревьев.

На утреннем построении доктор Йоди подводит итоги предшествующего дня и ставит задачу на день грядущий, а затем отдельно беседует с новичками.

"Сегодня я благодарил их за помощь в организации визита заместителя генерального секретаря ООН, - рассказывает он. - Ну, и сказал, конечно, что теперь на них смотрит весь мир - и что мир подумает о них, если они сорвутся и снова станут наркоманами?" 

Рассказ бывшего наркомана

"Я начал принимать наркотики еще в пятом классе школы - и все это шло по нарастающей, - рассказывает только что прибывший в Тамблин Радж. - Сначала я пользовался наркотиками, потому что мне казалось, что в семье мне уделяют мало внимания и любви, и потому я искал любовь за ее пределами, внимание со стороны приятелей.  Возможно, наркотики были для меня формой бегства от проблем, средством успокоиться".

Радж начал с марихуаны, потом перешел к более сильным наркотикам, потом - к метамфетаминам - так оно все и шло до тех пор, пока такая жизнь ему не надоела, и он не попросил родителей направить его на реабилитацию. Те обратились в Национальное управление по наркотикам (НУП) - и молодой столичный житель сначала прошел стандартный девятимесячный курс лечения, после чего был направлен на Суматру.

"В Тамблине я уже пять дней, и здесь я чувствую себя намного спокойнее - ведь вокруг природа, - рассказывает он. - Приятно и наслаждаться пляжами на берегу - в Джакарте я был лишен такой возможности. Чувствую себя намного лучше физически, а в сердце пришло умиротворение. Здесь легко сосредоточиться на мыслях о мире и природе, а не наркотиках. А особенно приятно, что вернулось чувство юмора, и я больше ни на кого не злюсь…"

Мир без наркотиков

Но даже вторичная реабилитация - еще не конец всей программы: уже на этой стадии начинается подготовка к тому, чтобы вернувшиеся в общество нашли себе работу. Кто-то остается в самом Тамблине - уже на правах обычного сотрудника, кого-то направляют на также принадлежащий Винате остров близ Джакарты, где действуют курсы профессиональной подготовки, кто-то отправляется на аналогичные курсы НУН.

"На этот момент через программу реабилитации в Тамблине прошло около 80 бывших наркоманов, - рассказывает доктор Йоди. - Девять из десяти продолжают жить без наркотиков, но примерно 10% вернулось к их употреблению".

"Что делать? - вздыхает врач. - У половины из них серьезные семейные проблемы, которые мы решить не можем, а другая половина была просто не готова отказаться от ядовитого зелья…"

© РИА Новости Михаил Цыганов
Горис Мере и Томи Вината получают награду ООН

"Очистить мир от наркотиков - нелегкая задача, - говорит Федотов. - Нам необходимо разработать всеобъемлющий современный подход, нам необходимо заняться как поставщиками, теми, кто их выращивает, теми, кто производит химические, синтетические наркотики, чьи объемы стремительно растут в этой части мира, в Азии, но, в то же время, нам необходимо продолжать усилия по поддержке правительств в их работе по лечению, реабилитации и реинтеграции наркозависимых лиц в общество. И потому этот Центр вторичной реабилитации очень важен: (наркомания) это не только медицинская, но и психологическая проблема".

Добавить в блог

Чтобы разместить ссылку на этот материал, скопируйте данный код в свой блог.

Код для публикации:

Как это будет выглядеть:

РИА Новости
Что общего между спасением наркоманов и тигров?

12:08 11/12/2012 Казалось бы, что может быть общего между реабилитацией наркоманов и спасением исчезающих суматранских тигров? И что такого важного может происходить в самой глухой индонезийской глуши, чтобы заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) Юрий Федотов потратил целый день из своего чрезвычайно насыщенного встречами четырехдневного визита в Индонезию на полет на самый-самый юго-западный краешек шестого по величине на планете острова Суматра?>>

Отправить другу

Все поля обязательны для заполнения!

Добавить комментарий

Авторизация
      Найти в вашем городе
      Найти инфо
      Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100LiveInternet