Людмила Алексеева - председатель Московской Хельсинской группы, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев: Людмила Алексеевна - сторонник диалога с властью, очень активный сторонник.
Но при этом, когда власть становилась на наших глазах все более и более авторитарной, диалог тоже становился более жестким. Несмотря на то, что она до сих пор находится в президентском совете по правам человека, именно она отстаивает там наиболее жесткие формулировки. Именно она поставила вопрос о расследовании дела юриста Сергея Магнитского, именно она поддержала экспертизу дела экс-главы Михаила Ходорковского, именно она ставит вопрос о пытках и насилии в колониях, которые продолжаются. Она твердо отстаивает позицию правозащитников и твердо выступает против тенденции власти к установлению авторитарного режима.
Я хочу вспомнить организацию второго социального форума, где объединялись представители мелких социальных групп, которых в России сотни.
Это очень утомительная вещь участвовать в этих форумах, в бесконечных дискуссиях, вырабатывать резолюции. Культура взаимодействия с народной массой фактически утрачена. Мы, друзья-либералы, не имеем такой культуры, многие посидят в президиуме пять минут и уходят. Форум проходил в Санкт-Петербурге, на стадионе Кирова (последнее для него мероприятие, потом его снесли). Люди жили в палатках. Людмила Михайловна жила в гостинице, но приходила на стадион, активно участвовала, проводила на жаре целый день. Было много молодежи, и социальный форум, можно сказать, носил ее на руках. Несмотря на то, что она популярный человек, она держит контакты с народом, всегда готова к диалогу, и граждане России могут считать ее своим народным представителем.
Родилась в 1927 году в Евпатории, родители - Михаил Славинский и Валентина Ефименко.
Окончила исторический факультет МГУ. Вдова. Первый муж - Валентин Алексеев. Второй - Николай Вильямс. Мать двоих детей (от первого брака): Сергея и Михаила.
В таком возрасте, пожалуй, на митинги уже никто не ходит. Кроме Людмилы Алексеевой. Путь заслуженной советско-российской диссидентки и правозащитницы к своему призванию, однако, не такой прямой, как кажется.
Людмила росла в уверенности, что живёт в самой свободной и справедливой стране. Когда ей было 14, началась Великая Отечественная. После ее окончания активистка-комсомолка поступила в университет, где впервые засомневалась в правильности происходящего в стране: чтобы обеспечить свою будущую карьеру, большинство ее сокурсников были готовы писать доносы на своих товарищей. Несмотря на это, в 1952 вступила в КПСС, а уже через год – после смерти Сталина и ареста Берии – стала активной участницей диссидентского движения.
В 60-е годы ее квартира была местом встреч московской интеллигенции, хранения и размножения самиздата.
В 1966 году Алексеева принимала участие в выступлениях правозащитников по громкому делу писателей Даниэля и Синявского, которых судили за публикацию своих произведений за границей. В итоге была уволена с работы и исключена из партии, однако продолжила правозащитную деятельность.
В начале 1976 года вошла в состав новой правозащитной организации – Московской Хельсинкской группы, председателем которой является и сегодня.
Через год под угрозой ареста была вынуждена эмигрировать в США, где написала книгу "История инакомыслия в СССР. Новейший период", которая до сих пор остаётся самым полным и документально обоснованным исследованием по этой теме. В Россию вернулась в 1993, в 2002 стала членом Комиссии по правам человека при президенте (нынешний Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека). Активно выступала против войны в Ираке.
В 2004 стала одним из организаторов, а затем - вместе с Гарри Каспаровым и Георгием Сатаровым - сопредседателем правозащитного объединения Всероссийский гражданский конгресс, однако через несколько лет в результате конфликта с Каспаровым вышла из его состава.
С 2009 года Людмила Алексеева является одним из постоянных организаторов Стратегии-31. В том же году была задержана сотрудниками ОМОНа во время новогодней акции на Триумфальной, что стало поводом для выступлений правозащитников как в России, так и за рубежом.