контекст
Три процента от общего числа школьников страны составляют ученики вечерних школ. Это подростки, попавшие в сложные жизненные ситуации, и те, кто совмещает получение среднего образования с работой. О роли вечерних школ в российской образовательной системе рассказал РИА Новости директор вечерней (сменной) общеобразовательной школы г. Кирово-Чепецка, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Дмитрий Скурихин.
- Дмитрий Анатольевич, с некоторых пор ученики могут школу выбирать. Вечерних школ это тоже касается?
- В больших городах, где несколько вечерних школ, - да. Каждый год в них по полторы сотни выпускников. Вечерние школы очень востребованы среди спортсменов и людей искусства - тех, кто постоянно в разъездах. У хоккеистов, часто выезжающих на сборы и чемпионаты, у артистов, которые с утра до ночи репетируют, просто нет другого варианта для получения образования. Ну а в маленьких городах, таких как наш, вечерняя школа с открытой возможностью доступа в нее часто бывает всего одна (остальные в местах лишения свободы). Выбирать не из чего.
- Но ведь есть проблема выбора между старшими классами обычной школы, экстернатом и вечерней школой?
- Такой выбор ограничен существующими законодательными нормами. Взрослый человек, которому уже лет тридцать, в дневную общеобразовательную школу пойти не может, она для детей и подростков. И наоборот: ребенок до восемнадцати лет не может взять и пойти в вечернюю школу просто потому, что ему хочется. Он должен либо продолжать обучение в общеобразовательной школе, либо поступить в профессиональное училище, и только будучи отчисленным оттуда, он может попасть к нам. Окончить девять классов и потом сознательно подать документы в вечернюю школу можно только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). У нас учатся подростки, у которых жизнь складывается так, что они не могут продолжать обучение в иных учебных заведениях. Существенную долю составляют девушки, чье детство закончилось в родильном доме.
В последнее время в больших городах число учащихся несколько искусственно пополняется за счет того, что дневные общеобразовательные школы в преддверии аттестаций, других процедур для подтверждения статуса проводят «оптимизацию» - стремятся избавиться от части проблемных учеников, которые могут завалить контрольные или плохо сдать ЕГЭ. Один из способов такой «оптимизации» - направить в вечернюю школу, уговорив на это и ребенка, и его родителей и убедив в такой необходимости КДН.
- Ну а взрослые?
- У нас две категории таких учащихся. Первая - работающие люди, которые по тем или иным причинам не получили среднее образование вовремя, а сейчас аттестат нужен им для продвижения по службе. В частности, это военнослужащие-контрактники: с ними не продлевают контракт, если нет среднего образования, а получить его в дневной школе они не могут - им уже больше восемнадцати. Идти в профессиональное училище им неудобно - не по профилю, к тому же они уже привыкли служить. Вторая категория - спортсмены и люди творчества. Всем им в вечерней школе учиться легче: у нас гибкая система, пытаемся налаживать и дистанционное обучение, есть возможность перейти на заочное отделение.
- Какая роль отводится вечерним школам в новом законодательстве?
- В проекте нового закона об образовании о вечерних школах не говорится вообще ничего, так что неизвестно, будут ли они дальше существовать. Но проблема шире и глубже. Сейчас норма подушевого финансирования у нас составляет 0,65 от того, что получает дневная школа на одного ученика. Поэтому у нас каждый учащийся на вес золота, но из-за недостаточного финансирования приходится исключать из учебного плана некоторые предметы, которые есть в массовой школе: физическую культуру, информационно-коммуникационные технологии… Учебный план заочного отделения - это всего 14 часов в неделю. При этом мы должны выполнять государственные стандарты, а это в таких условиях крайне проблематично.
- Каков выход?
- Может быть, он в переходе на дистанционное обучение. Возможно, нам предложат самим искать какие-то ходы. Я, например, часто задумываюсь о преобразовании в негосударственную школу.
- Почему законодатели забыли о вас? Из-за низких образовательных результатов?
- Мне трудно ответить за законодателя. Не думаю, что нас начнут в массовом порядке закрывать. Я надеюсь, что кроме закона об образовании будут приняты и подзаконные акты, и хотя бы в одном из них найдется место и для вечерних школ. Что же касается результатов, то вполне понятно, что сравнивать можно только подобное с подобным. Если в общий рейтинг включить и гимназии с лицеями, и общеобразовательные школы с городских окраин, и вечерние школы, то прямое сравнение по результатам ЕГЭ будет явно некорректным.
- Какие же критерии для внешней независимой оценки вечерних школ вы считаете корректными?
- Мне нравится финский подход к образованию, где во главе угла - неприкосновенность личной жизни и частной собственности. Это означает, что при решении вопроса о том, какой должна быть образовательная услуга, главную роль играет мнение собственника (учредителя) и самого получателя услуги: ученика и его родителей. То есть тех, кто заинтересован в результате. Если ученики и родители не обращаются к учредителю с жалобами на то, что их в школе что-то не устраивает, то такая школа продолжает спокойно существовать, и ее никто не «дергает» сравнениями с другими, более успешными. Нет жалоб - значит, всё хорошо. Если же какие-то нарекания есть, то школу начинают реформировать. Если бы мы с таким подходом подошли к вечерним школам и перестали их мерить с помощью глобальных внешних измерителей, то они бы прекрасно работали.
- Но между собой-то вечерние школы можно сравнивать?
- Сейчас даже это сложно из-за многообразия форм: есть комплексные образовательные центры, есть школы, где имеется только экстернат; есть школы в колониях, где даже не сдают ЕГЭ, там другая система аттестации. Так что даже в абсолютных цифрах мы помериться друг с другом чем-то не можем.
У нас во всех отношениях более щадящая атмосфера. Помню, когда я работал в гимназии, даже в ее уставе было прописано: «подготовка к поступлению в вуз». Сейчас в уставах нет такой формулировки, но цель такая ставится, и число поступивших - один из критериев внешней оценки. Из-за этого в гимназиях и лицеях моральное напряжение, которое может помешать реализовать способности, таланты. Кстати, очень бы хотелось, чтобы родители трезво и адекватно оценивали и способности своего ребенка, и то, что в лицее и гимназии на него ляжет нагрузка, с которой далеко не каждый может справиться: иностранный язык с шести лет - в гимназии, знаки, числовые схемы, формулы - в лицее. Если у ребенка нет яркой предрасположенности ко всему этому, то для него учеба станет наказанием. В вечерней же школе для всех много образовательных возможностей, которые позволяют при этом себя почувствовать еще и более или менее свободным человеком. Занятия в школе начинаются в 17:00, так что кто-то может работать на условиях фриланса, кто-то занят и полный рабочий день.
- «А потом бац! - вторая смена», как говорилось в фильме о вечерней школе.
- И это тоже не страшно: у нас есть и дневные классы. Удобство вечерней школы как раз и состоит в многообразии возможных форм и графиков обучения. Но нельзя всё мерить общей линейкой. Я за общественную оценку, без жестких критериев, как в Финляндии: если нет проблем, зачем их создавать самим?
Добавить комментарий
Оставить комментарий
Комментарий отправлен и будет открыт после премодерации.
Посмотрите, что еще обсуждают >>
Авторизация