
Четырехдневное побоище
"Русские батальоны и батареи закрывали горизонт с трех сторон - с фронта, с правого фланга и с нашего тыла".
Генерал Сегюр о сражении при Красном
Четырехдневное побоище
"Русские батальоны и батареи закрывали горизонт с трех сторон - с фронта, с правого фланга и с нашего тыла".
Генерал Сегюр о сражении при Красном
После таковых чрезвычайных успехов, одерживаемых нами ежедневно и повсюду над неприятелем, остается только быстро его преследовать, и тогда, может быть, земля русская, которую мечтал он поработить, усеется костьми его. Итак, мы будем преследовать неутомимо.
Из речи М.И.Кутузова
В 1812-м и 1813-м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы - полной победы над французами.
Л.Н. Толстой "Война и мир"
...Вы понимаете, до какой степени важно ваше соединение с графом Витгенштейном в окрестностях Минска или Борисова, чтобы спереди встретить войска Наполеона, тогда как большая армия их преследует...
Из письма Александра I к адмиралу Чичагову…
Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском…
"Формула любви"
Впоследствии Наполеон утверждал, что так и не подписал указа об освобождении российских крестьян, так как боялся "разнуздать стихию народного бунта", случись такое, заключать мир было бы уже не с кем.
"Предметом сражения был город, который 8 раз занимаем был нами и столько же был уступаем сильному стремлению неприятеля"
Битва при Малоярославце.
"В печку... в огонь! И раз навсегда тебе говорю, голубчик, - сказал
Кутузов, - все эти дела в огонь. Пуская косят хлеба и жгут дрова на здоровье. Я этого не приказываю и не позволяю, но и взыскивать не могу. Без этого нельзя. Дрова рубят - щепки летят.
Л.Н.Толстой "Война и мир"
"Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем"
Сражение началось на рассвете и кончилось только, когда стало темнеть. Отступив мили на четыре, мы заняли позицию за речкой около большого села, которое называется, кажется, Вороново; мы расположились здесь на биваках; встревоженные последствиями, какие могло иметь это дело, мы были все же очень далеки от мысли о длинном ряде ужасов, ожидающих нас. Увы! Это дело было только предвестием наших бед; начиналось злосчастное отступление.
Из воспоминаний Гриуа.
"Москва горела и сгорела. Москва горела и должна была сгореть... Кто жег Москву? Война; война безусловная, война какой не было на лице земли с того времени, когда гибель человечества стала ходить в громах и молниях"
С.Н.Глинка
"Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех".
Наполеон Бонапарт
"Кутузов, наверное, не дал бы Бородинского сражения, в котором, по-видимому, не ожидал одержать победу, если бы голоса двора, армии и всей России не принудили его к тому".
Карл фон Клаузевиц
"Горячее дело, происходившее вчерашнего числа на левом фланге, кончилось к славе российского войска".
Кутузов. Приказ по армии 25 августа (6 сентября)
"В Петербурге я увидел, что решительно все были за назначение главнокомандующим старика Кутузова: это было общее желание. Зная этого человека, я вначале противился его назначению, но когда Ростопчин письмом от 5 августа сообщил мне, что вся Москва делает, чтоб Кутузов командовал армией… Я должен был остановить свой выбор на том, на кого указал общий глас" (Из письма Александра I)
"Чем бы дело ни кончилось, я всегда буду убеждён, что я делал всё необходимое для сохранения государства, и если у его величества ещё есть армия, способная угрожать врагу разгромом, то это моя заслуга…"
Из писем Барклая де Толли
"Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…"
Из письма Багратиона
"Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы... Наконец, утомленный ратоборством нашим, Наполеон приказал жечь город, которого не мог взять грудью... И дома, церкви и башни обнялись пламенем..."
Ф.Н.Глинка "Письма русского офицера"
"Неприятель может из Рудни занимать нас фальшиво, а к Смоленску подступить; тогда стыдно и нехорошо!"
Из письма Багратиона Ермолову
"Разве мы уже не воины Аустерлица?.. Итак, вперед! Перейдем за Неман, внесем оружие в пределы России! Вторая польская война будет столь же славной для Франции, сколь и первая".
Приказ-бюллетень Наполеона к войскам от 22 июня 1812 года
"Однажды я принес императору по его требованию общую таблицу состава армии. Он быстро ее пробежал и затем стал диктовать мне распределение новобранцев по всем корпусам армии, обозначенным на моей таблице, называя при этом численность каждого корпуса и его местоположение и ни разу даже не заикнувшись".
- генерал Дюма, главный интендант Великой армии.