Архив

Михаил Сидлин. Один обычный день

Михаил Сидлин. ОДИН ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ. Фотография как всеобщий язык и всеобъемлющий глаз
19/10/2012 13:39


15 мая 2012 года люди со всего мира снимали свой обычный день. Делали они это по просьбе портала aday.org. Проект был открыт для участия любых авторов, вне зависимости от их возраста, класса, расы, гражданства, профессионализма и любых других социальных характеристик. Результатом стали больше 90 тысяч фотографий, сделанных в разных частях Земли.


Альберт Кан был одним из богатых французских банкиров первой четверти 20 века. В 1909 году он начал нанимать фотографов и рассылать их в разные страны. Чтобы собрать 72 тысячи стеклянных пластинок со всех сторон света, Альберту Кану потребовалось больше 20 лет. Уникальная коллекция цветных изображений стала «Архивом планеты». Он по сей день хранится в особняке, который давно уже стал уникальным музеем.

В 21 веке не понадобились банкиры. И организаторам проекта aday.org вовсе не нужно было быть своими среди богатейших людей Европы. Потому что профессия давно уже уступила свое место хобби: миллиарды любителей на порядки превосходят многотысячную армию профессионалов от фотографии. Альберт Кан жил в тот самый период, когда это только начинало происходить. В 1900 году заряженный «Кодак» начали продавать за доллар. И вскоре аматоры потеснили мастеров. А сегодня качество и любительской техники, и любительской съемки достигло такой вышины, что любое фотопредприятие может быть осуществлено без участия профессионалов. Бесплатно.
Мы вступили в эпоху безвозмездного визуального обмена. Новый планетарный архив был рассчитан на совместное участие фотографов, вне зависимости от уровня их мастерства и компетенции. Он напоминает некоторые другие затеи, посвященные отдельным событиям, – например, проект по сбору народных фотографических свидетельств о катастрофе 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Но ни один подобный сетевой проект до этого не ставил себе целью такой всемирный охват. И ни один, кажется, не выгружал еще все собранные материалы для общего пользования. Конечно, есть некоторые технические неудобства, потому что не все браузеры поддерживают сайт, и даже с отличной скоростью доступа загрузка изображений иногда занимает минуты, переходящие в часы. Но сама инициатива aday – уникальна. Создан банк изображений, доступных для публичного просмотра. При этом ни один из авторов не должен быть ущемлен в своих правах. Может быть, коммунизм уже наступил?


Работа с сайтом выглядит как поиск. Критерии предзаданы, пользователь может найти нужную информацию, структурированную совершенно иначе, чем это принято в фотобанках. Например, можно посмотреть все снимки, сделанные людьми в возрасте от 86 до 96 лет (минимальный «шаг» возраста, который возможно задать на этом сайте, - 10 лет). Их 88, из них 31 снимок сделан мужчинами, а 57 - женщинами. И, пожалуй, этих авторов выделяет повышенный «кошечковый» индекс (количество фотографий кошечек к общему объему материала), больше снимков природы и меньше – событий, чем в других возрастных группах. Фотографы здесь не только авторы. Они сами являются материалом. Материалом современной системы коммуникаций.
В 21 веке на сбор всемирного архива потребовался один день. Потому что скорость связи увеличилась в разы. Причем изменилась не только скорость, но и качество. Коммуникация стала взаимообращенной. То есть можно распространить информацию в сети. Потом возникнут ветви энтузиастов, которые будут слать ее дальше. И те, кто захочет прислать свои фотографии, уже сами будут вступать во взаимодействие с сайтом. Само время уплотнилось так, что фотоработу двух десятилетий можно выполнить за день.


Вселенная стала мелкой. Больше не нужно скакать верстами на лошадях по Забайкалью. Больше не нужно преодолевать верблюжьими шагами пустыню Сахара. Как это приходилось делать путешественникам, работавшим на Альберта Кана. Потому что есть паутина, покрывающая весь мир. Поль Вирилио, французский философ, придумал новый термин для современной эпохи – «глобалитаризм». Современный человек живет в мире без тени: при вечном свете экрана. И за ним наблюдает всемирный глаз.


“Теперь фотография перелетает мгновенно тысячи километров как и писаное, и звучащее слово. Если телеграф, телефон и радио дают нам чуть не всеобъемлющее ухо, то нынешняя фотография дает нам чуть не всеобъемлющий глаз”, - писал Анатолий Луначарский в 1926 году. Пожалуй, он опередил свое время, потому что этот “всеобъемлющий глаз” в 1926 году только начинал открываться. Теперь, наконец, в самом диком месте планеты живет человек с камерой. Достаточно только найти его, что и позволяет сделать универсальное средство коммуникации – Интернет. И он там не один.
Является ли Интернет моделью бесклассового общества? Если скользить по поверхности экрана, то кажется, что в сети нет социальной дистанции. Ты можешь чатиться с миллионером и не заметить этого. Но классовые различия всегда скрыты. В информационную эру главным смыслообразующим различием становится разница в доступе к сети.


15 снимков из Монголии. 50 фотографий из Марокко. 3893 – из России. 17009 – из Соединенных Штатов Америки. В глобальной сети фотограф никогда не останется один. Но диспропорции очевидны. Доступность информации неодинакова в разных странах мира.
27 снимков из Сирийской Арабской Республики. Белый цветок в стакане из синего стекла, снятый с разных точек несколько раз. Экран компьютера с собственным отражением. Даже полурасстегнутая молния на штанах. И... никаких бомб, крови и разрушений. Разве что один-единственный снимок: мужчина с автоматом за плечами, который уезжает в ночь на велосипеде.


Мы видим то, что люди сами хотят рассказать о себе. А не то, что хотят рассказать средства массовой информации. Набирая в поиске «Афганистан», я обнаруживаю на сайте aday не войны, разрушения и страх, а поцелуй детей, женщин с осликами и гирлянды цветов на народном празднике. То же самое, что мы увидим на любом русском «народном» сайте. С одним существенным отличием – географическим.

Означает ли это, что фундаментальное желание любителей разительным образом отличается от основной тенденции СМИ? И кризис традиционных медиа связан с нежеланием зрителей видеть то, что им предлагают? Везде - штампы, которые радостно воспроизводят сами авторы. Достаточно открыть раздел «Япония» (606 фотографий). Там есть цветущая сакура, персонажи манга, небоскребы и непонятная еда.


Увидеть один день из жизни мира, свободным от цензуры, – невероятная возможность. Потому что здесь не накладываются традиционные фильтры, которые связаны с властными полномочиями СМИ. Но...


Фотография стала всеобщим языком. Но это язык банальности.

Михаил Сидлин