Как сообщает газета "Коммерсантъ", в Минздравсоцразвития заканчиваются годовые квоты на получение высокотехнологичной медицинской помощи в более 20 важнейших областях медицины, среди которых гастроэнтерология, акушерство, гинекология, нейрохирургия и др. К середине августа квоты были исчерпаны на 80%. В больницах и благотворительных фондах рассказывают, что операции переносятся на срок от трех до шести месяцев, а пациентов предупреждают, что срочно лечить их будут только за их же деньги, сообщает "Коммерсантъ". В интервью РИА Новости ситуацию прокомментировал первый проректор НИУ ВШЭ, соруководитель экспертной группы по обновлению "Стратегии-2020" "Здоровье и среда обитания" Лев Якобсон.
Л.И.Якобсон: Конечно, все не очень хорошо. Правильной была бы ситуация, при которой в августе оставалось не 20%, а хотя бы 33%. Нужно понимать, что Минздрав распределяет квоты в связи с заявленной потребностью, которая формируется по жизненно важным показаниям. Довольно трудно в начале года рассчитать, что произойдет в том или ином квартале, поэтому определенные расхождения, наверное, неизбежны. Выход – увеличение финансирования высокотехнологичной медицинской помощи. Но стоит отметить, что это составная часть более широкой темы – разрывов между ресурсами системы здравоохранения и широкими социальными обязательствами, которые провозгласило наше государство.
- Существуют ли альтернативные формы распределения бесплатного лечения?
Л.И.Якобсон: На мой взгляд, альтернативных вариантов пока нет.
- Как отражена ситуация с распределением квот на бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь в "Стратегии-2020"? Предлагаются ли там альтернативные варианты? Система соплатежей?
Л.И.Якобсон: Экспертная группа по здравоохранению, действительно, высказывается в пользу системы соплатежей, которая будет распространяться не на высокотехнологичную помощь, а на нераспространенные пока инновации в сфере медицинской помощи (принципиально новые лекарства, процедуры), то есть на то, что только-только внедряется в практику здравоохранения. По отношению к высокотехнологичной медицинской помощи такая система была бы просто неверной.
Следует различать высокотехнологичную медицинскую помощь и нераспространенные инновации в системе здравоохранения. На первую устанавливается квотирование, потому что такая помощь является недостаточной. В отношении инновационных продуктов в здравоохранении мы предлагаем систему соплатежей потому, что это еще необычно для нас: это то, что только внедряется, и применять эти технологии может лишь небольшое число врачей. Поэтому, по нашему мнению, соплатежи в этой сфере вполне целесообразны и справедливы.