Надежда Соловьева, РИА Новости.
С первого января 2011 года в России будут увеличены страховые отчисления с заработной платы для всех видов организаций – вступит в силу закон "О повышении тарифов страховых взносов с заработной платы с 1 января 2011 г.".
Эта инициатива государства вызвала обеспокоенность со стороны представителей "третьего сектора" экономики – некоммерческих организаций, и прежде всего благотворительных фондов.
По мнению директора Благотворительного фонда помощи детям с онкологическими и онкогематологическими заболеваниями "Жизнь" Карины Михайловой (г.Москва), "столь значительное повышение ставок может оказаться губительным для многих работающих НКО; а ведь благотворительные организации во многом берут на себя функции государства, помогают в оплате лечения, покупке медикаментов и многом другом – т.е. по большому счету "экономят" огромные бюджетные средства, своевременно оказывая помощь нуждающимся в ней представителям незащищенных слоев населения. В период финансового кризиса НКО выжить и продолжать работать очень непросто, – отмечает Карина Михайлова, – а увеличение налогового бремени ставит под вопрос возможность дальнейшей работы многих благотворительных организаций. Единая ставка налога для бизнеса и для НКО – это, на наш взгляд, неправильно". В качестве возможного выхода из ситуации директор Фонда "Жизнь" видит предоставление государством льгот в форме снижения налоговых ставок для НКО, "причем таким образом, чтобы снижение ставок не повлекло за собой уменьшения социальных гарантий для сотрудников".
Председатель Правления МОБФ "Гематология: милосердие и поддержка" Екатерина Скульская (г.Нижний Новгород) считает, что "государство в решении этого вопроса должно рассмотреть возможность дифференцированного подхода и предоставить НКО льготы в части отчислений из зарплаты". "В фонде сегодня 4 человека, – продолжает Екатерина Скульская, – это исполнительный директор, главный бухгалтер и два сотрудника, которые работают с донорами крови и с пациентами, подопечными фонда. Все сотрудники получают очень маленькую зарплату, а если вырастут отчисления, мы окажемся в сложной ситуации – нам придется либо сокращать зарплату еще больше, либо увольнять сотрудников – и тогда сокращать деятельность. А как ее сокращать? Меньше работать с донорством? Меньше помогать больным? Но ведь в этом и заключается наша работа, ради этого создан фонд".
"Оказание помощи – сфера, которая так же нуждается в профессионалах, как и любая другая, и отсутствие у фонда штатных сотрудников неизменно сказывается на эффективности работы, – утверждает Елена Грачева, координатор программ благотворительного фонда "AdVita" ("Ради жизни") (г.Санкт-Петербург). – К примеру, если диспетчер по донорству не штатный сотрудник (который сидит на телефоне круглосуточно), а волонтер и может взять трубку только в свободное от основной работы время, значит, срочный ребенок может не дождаться переливания крови! Мы только научились быть профессионалами и оказывать помощь быстро и эффективно, и наши жертвователи только-только привыкли к мысли, что штатные сотрудники – это не роскошь, а необходимость. Если нам придется уволить штатных сотрудников, мы снова превратимся в кучку возбужденных энтузиастов, какими были несколько лет назад. Это будет очень тяжелым ударом для всей молодой отечественной благотворительности и по всем тем, кому помощь нужна здесь и сейчас".
"В России НКО сегодня занимаются неоценимо и неоцененно важным делом: организуют общественную инициативу, оперативно приходят на помощь государству там, где государственный аппарат и в частности его отдельные структуры не успевают справляться со своими задачами, – говорит Татьяна Краснова, старший преподаватель факультета журналистики МГУ, координатор благотворительного сообщества "Конвертик для Бога" (г.Москва). – Я считаю, что при таком положении вещей государство должно создать некоммерческим организациям максимально благоприятные условия. Ведь в случае, если законодательная инициатива будет реализована в том виде, в каком существует сейчас, российские НКО оказываются на грани выживания, а у нас, волонтеров, создается ощущение, что проблемы НКО в России никого не волнуют. Уверена, это не тот "месседж", который хотел бы донести до нас Президент Российской Федерации".
Известно, что НКО и в частности благотворительные фонды существуют на деньги жертвователей, львиная доля которых поступает их подопечным и лишь малая часть может быть употреблена на текущие нужды организации – в том числе и на заработную плату сотрудникам.
И очевидно, что НКО не могут нести то же налоговое бремя, что и коммерческие организации – поэтому необходимы поправки, предоставляющие им льготы.