Открытое правительство: от проекта к системе

31 Мая 2014

За два года проект по созданию системы Открытого правительства состоялся: создано сообщество активных экспертов и общественников, которые разговаривают с властью на одном языке; активно работает Экспертный совет при Правительстве; начата работа по системному внедрению механизмов открытости в федеральных органах исполнительной власти и многое другое. В то же время необходимо реализовать идеи, которые были заложены на этапе создания и пока не нашли воплощения, а также развивать инициативы, находящиеся пока в стадии административного становления. Такие темы обсуждались на панельной дискуссии «Открытое правительство: от проекта к системе», состоявшейся 30 мая в рамках Дня Открытого правительства. Кроме того, подведены результаты стратегических сессий, проведенных на этой неделе по ключевым направлениям: «Открытые данные», «Стандарт открытости» , «Понятное правительство», «Экспертный совет», «Открытый регион».

Конечно, Открытое правительство — это не проект Экспертного совета. Это проект про каждое министерство. Оно должно быть открытым. Ключевая задача – работа внутри власти, внутри каждого ведомства», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Он напомнил, что при формировании концепции системы Открытого правительства было четыре приоритета — четыре «К» — кадры, коррупция (точнее – противодействие ей), конкуренция, качество жизни.

Надо вернуться к четырем "К", к тому, что не реализовали. Мы не воплотили все задумки, связанные с кадрами… А без человеческого капитала, кадров что может сделать государство?» — подчеркнул министр.

Участники заседания сошлись во мнении, что созданный для экспертизы правительственных решений Экспертный совет успешно состоялся.

Мне кажется, что главная история успеха – сама идея Открытого правительства, которая через два года после ее провозглашения еще жива... Я пережил, наверное, 20 или 25 заходов реформ, из них пять или шесть было связано с идеей открытости власти… Они все не прожили и года… Открытое правительство стало непременным участником обсуждения на уровне заседаний Правительства, обсуждения на уровне принятия госпрограмм, принятия крупных решений. Примерно, на мой взгляд, в 30% случаев это участие приводит к серьезной модификации госпрограмм и решений», — сказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Другие участники дискуссии поддержали его мнение о том, что работа экспертов служит десакрализации власти.

Я не знаю, когда у нас будут серьезные перемены в высших эшелонах власти, но глубоко убежден, что демократическая система растет снизу… У меня появилась дополнительная вера, что Открытое правительство — это не пустая идея», — отметил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, который признался, что изначально в эту идею не верил.

Для меня любое действие, которое приводит к десакрализации нашей власти, — это хорошо. Ничего лучше открытости для десакрализации быть не может. Начнем с того, что мы узнаем, что в Правительстве работают обычные люди», — указал президент компании Ward Howell Сергей Воробьев.

Он отметил еще несколько положительных сторон: командность, привлечение новых людей в общественные и экспертные советы, влияние на ряд решений.

Пятое — это сервильность. На моих глазах случилась революция в мозгах московских чиновников… Учат, что клиентом московских чиновников является не [мэр Сергей] Собянин, а московский жительСамое простое, чего хотелось бы от федеральной власти чтобы она меньше работала, разгрузилась… отдавая все куда угодно в общественные советы, саморегулируемые организации, регионы», — сказал Сергей Воробьев.

Эксперты также назвали конкретные проекты, которые, по их мнению, стали успешными.

Реальные дела – отмена "мобильного рабства"… Это первый проект, который озвучивался еще на экспертной группе. Очень важный пример успеха, дискуссии: когда до масс дошла абсолютная сакральность знаний Правительства о том, что закупка медицинского оборудования из-за рубежа не совсем приветствуется. И благодаря дискуссии нам удалось эту тему вывести в другую плоскость: а что будет с пациентами, если одномоментно запретить закупать очень важное медицинское оборудование — рассказал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

По его мнению, еще один важный проект — внедрение Стандарта открытости, в рамках которого ведомства провели самооценку по различным механизмам открытости, в том числе по работе с референтными группами. Сергей Воробьев предложил использовать уровень открытости в качестве одного из показателей эффективности министерств и ведомств.

В то же время работа и с экспертным сообществом, и с общественными советами, и по другим механизмам открытости строится пока по-разному, признал Михаил Абызов. Стандарт открытости призван изменить эту ситуацию. В пример он привел дискуссии относительно нового закона о промышленной безопасности и «ручное» сопровождение проекта строительства Центральной кольцевой автодороги, а также выразил надежду, что таким успешным проектом будет обновление Энергетической стратегии России, за обсуждение которой взялся общественный совет при Минэнерго во главе с Германом Грефом.

Еще несколько до конца не реализованных направлений привел Ярослав Кузьминов. Это, по его словам, открытые данные, эффективный контракт в госуправлении, общественные советы, оптимизация госпрограмм в соответствии с бюджетом, контрольно-надзорные функции, управление госсобственностью.

«Новая тема, она почти неподъемная — федеральная контрактная система…  Нам не нужно отдавать это на откуп ведомствам», — отметил ректор ВШЭ, призвав «биться до крови» за эти направления.

Оказалось, что настолько многообразна работа государства, власти, что иногда не получается отказаться от реализации задач и направлений… У нас пойдут вопросы кадров, конкуренции, противодействия коррупции, которые мы начинаем заново заводить… Ничего не изменилось, актуальность этих вопросов на повестке дня», — признал Михаил Абызов.

Для повышения эффективности работы системы Открытого правительства необходимо регламентировать учет предложений Экспертного совета и общественных советов, указал бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев. При этом необходимо наладить коммуникации между различными экспертными площадками, указал президент РСПП Александр Шохин. А людей, которые тратят время на работу в системе Открытого правительства, необходимо поощрять, считает директор по развитию бизнеса IBM в России и СНГ Олег Бяхов.

И эксперты, как обычные люди, хотят какого-то признания… У нас был человек, который был примером работы для Экспертного совета. Предлагаю сделать [для самых активных] приз имени Александра Петровича Починка», — предложил эксперт.

В то же время гражданские активисты полагают, что система Открытого правительства должна выходить за рамки повышения открытости министерств и ведомств.

Мне кажется, ОП должно быть проводником свободы слова в России. Мы можем молчать про судебную реформу, говорить о других вещах не очень громко… но мы должны добиваться свободы слова», — сказал Дмитрий Янин. «Есть ощущение потолка, в который вся эта работа в любом случае упирается… Открытое правительство, может быть, могло бы более явно и более четко воплощать в себе идеологическую функцию политической воли», — вторил ему гендиректор Cityboom, журналист Михаил Фишман.

Пример могли бы показать сами министры, считает Сергей Воробьев.

Вплоть до программы "Один день из жизни хорошего министра" или "Один день хорошего начальника департамента" — почему он хорош и ему хорошие деньги надо платить… Количество лучших практик, которые накопились в ФОИВах и РОИВах, не такое уж маленькое! Наверное, нужно поставить себе задачу по knowledge management – то есть по распространению лучших практик», — предложил эксперт.

В первую очередь нужно суммировать региональные и муниципальные практики, указали эксперты. Именно там успешно реализуются проекты по вовлечению граждан в решение проблем местного уровня.

Посмотрите на регионы, там начинает прорастать. Я не приложил ни малейшего усилия, чтобы что-то сделать в Удмуртии, а пришел новый руководительтам назначают на новые посты через выборы в интернете, публикуют расходы… Еще примеры — Татарстан, Красноярск. Есть востребованность, потому что человек чувствует близость инструмента к себе», — сказал Михаил Абызов.

Экспертный совет изучил ряд региональных практик, в том числе по проекту «Открытый регион», отличившиеся регионы и муниципалитеты были отмечены дипломами. Это Тульская, Ульяновская, Самарская, Кировская области, Чувашия и Таганрог.

Кроме того, в ходе заседания его участникам также были представлены итоги стратегических сессий, детальные выводы и предложения по ним будут проанализированы в Экспертном совете. Ко Дню Открытого правительства свои инициативы представили и студенты. Так, студенты МГИМО предложили создать молодежное объединение при Открытом правительстве, а межвузовская команда Global Management Challenge — реализовать проект «Открытая госслужба для студентов и выпускников».

Уровень доверия к власти повысился, на региональном уровне люди готовы активно сотрудничать. Надо использовать эту возможность, чтобы людей на уровне регионов, муниципалитетов вовлекать. Они становятся менее апатичными… Надеюсь, это станет частью культуры государства. Если это станет частью культуры, проект [Открытого правительства] станет успешным. Пока это остается проектом для меня… Есть хороший уровень дискуссий и споров, но, по моему мнению, у нас низкий КПД. Когда Открытое правительство станет системой, уровень КПД повысится», — выразил надежду Михаил Абызов.


Все события