Технологии профилактики наркомании в образовательной среде

Ни для  кого не секрет, что именно дети и подростки сегодня стали основным стратегическим ресурсом для наркомафии.

Вовлечение подростков в употребление ПАВ носит массовый характер. Возраст первой пробы снижается, наркомания «молодеет». Проводимая антинаркотическая профилактика по масштабам не сопоставима с распространением наркотизации.

В 2006 году в рамках республиканской антинаркотической программы проведено социологическое исследование, где проанализированы тенденции наркотизации городских и сельских подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Опрошено 2000 школьников 10-11 классов г. Ижевска и 4 районов республики. Исследование показало, что фактическое потребление наркотических веществ среди школьников составляет 15,1%., однако потенциально эта доля может быть еще выше. 42% респондентов отмечают наличие употребления наркотиков в кругу своих друзей – это возможно проинтерпретировать и с точки зрения определения уровня наркотизации молодежи – почти 42% подростков пробовали употреблять наркотики!

Основная проблема в направлении снижения распространения наркотиков в подростковой среде – это развенчание «несерьезного статуса» так называемых легких наркотиков. Согласно исследованию, курительная группа наркотиков не воспринимается как наркотик! То есть наркоманы – это не те, кто балуется травкой! О наличии таких наркотических средств курительного типа информированы все 100% опрошенных.

 Схема приобщения к н.с. начинается с разрешенных ПАВ, а заканчивается сильнодействующими н.с.: сигареты-пиво-алкогольные напитки-«слабые наркотики»-«сильные наркотики»

 

 Повышенного внимания требуют дети с аддиктивным поведением, которое является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, т.е. химическая аддикция, а также нехимическая аддикция – компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

 

                                                          Факторы риска

      Необходимо выделять биологические факторы, макро - и микросоциальные, психологические факторы, предрасполагающие к аддиктивному поведению с употреблением ПАВ.

      Биологические факторы риска наркотизации:

·        наследственная отягощенность психическими и наркологическими расстройствами      родителей и ближайших родственников;

·        хронические соматические заболевания;

·      резидуально-органические поражения головного мозга (менингоэнцефалиты, черепно-мозговые травмы) с органическими психическими расстройствами;

·        различные задержки   развития,    задержанное  развитие (инфантилизм);

      Макросоциальные факторы риска наркотизации:

·        состояние   социально-экономической   ситуации    в    стране   с   высоким   риском дисстрессовых состояний у населения;

·         кризис базовой системы ценностей и культурных норм;

·        формирование устойчивой наркотической субкультуры с закреплением установок на употребление ПАВ как "престижное" поведение;

·        доступность психоактивных веществ.

      Семейный микросоциальный фактор:

·        злоупотребление   ПАВ   в   семье,   воспитание     в  семье   больных   алкоголизмом, наркоманией;

·        дисфункциональные воспитательные стили с высоким уровнем семейного стресса, низким уровнем семейного дохода, семейной нестабильностью;

·        отсутствие чувства принадлежности к семье;

·        несоблюдение членами семьи социальных норм и правил.

Школьный микросоциальный фактор:

·        асоциальные формы поведения в образовательном учреждении;

·        школьная неуспешность, особенно начавшаяся в младшем школьном возрасте;

·        частые переходы из одной школы в другую;

·        конфликтные отношения с педагогами и соучениками;

·        отстраненное    или    "скрывающее"    отношение    педагогического    коллектива    к         употребляющим ПАВ ученикам.

      Коммуникативный микросоциальный фактор:

·        наличие в ближайшем окружении ребенка сверстников с девиантным поведением или лиц, употребляющих ПАВ;

·        конфликтные взаимоотношения со сверстниками;

Психологический (личностный) фактор риска наркотизации:

·        личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей);

·        отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность;

     

Как распознать опасность.

Необходимо знать наиболее общие признаки, которые свидетельствуют о возможном «знакомстве» с наркотическим веществом. Эти признаки можно условно разделить на прямые и косвенные.

Прямые признаки с несомненностью подтверждают факт приема наркотика. К ним можно отнести состояние наркотического опьянения, как при разовом, так и систематическом употреблении, а также состояние абстиненции, возникающее только при наличии  уже сформировавшейся зависимости.

 

Для всех, кто находится в состоянии наркотического опьянения, независимо от степени его выраженности, характерны:

 

·        кратковременные нарушения мышления (снижение способности к суждению, и последовательности формулировок, затрудненность, а порой и  полная невозможность    решения   тех    или    иных   логических    задач );

·        нарушения     координации,      четкости     и     последовательности движений, невозможность выполнения мелких двигательных операций, неустойчивость равновесия, неуверенная походка;

·        изменение    вегетативных    реакций,    которые    могут    проявляться
чрезмерным покраснением, то чрезмерной бледностью кожных покровов,
помутнением глаз, резко расширенными или суженными зрачками;

·        изменение характера речи, которая может быть чрезмерно быстрой, «пулеметной», с перескакиванием с темы на тему, либо замедленной, смазанной, невнятной, словно человек говорит с «кашей во рту»;

·        разнообразие   и   неустойчивость   эмоциональных    реакций      одних
беспричинная   веселость,  приподнятое  настроение,   у   других    -    доминируют    раздражительность,    злобность,    агрессивность; эти эмоциональные реакции крайне неустойчивы и могут переходить друг в друга по ничтожному поводу и даже без него).

 

При проведении профилактической работы в учебном заведении нельзя забывать, что неправильно поданная информация может привести и к разрушительным результатам, поэтому важно выбрать эффективные методы. Так, программы, акцентирующие внимание на негативных последствиях наркотизма оказались малоэффективными, а программы, делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддиктивных веществ и др.» показали свою эффективность.

«Вызывающая страх профилактика», содержанием которой являются просмотр видеофильмов с показыванием болевых «ломок» в состоянии наркотического голодания, формирует эффект самозапрета от первичных и последующих приемов наркотических средств. В данном случае профилактика вызывает формирование негативной установки личности к наркотикам. Однако необходимо отметить, что «вызывающая страх профилактика» - это, прежде всего, показ исхода, то есть 3-й стадии наркозависимости и этим элементом допустимо ознакамливать молодежь вскольз и на последнем  завершающем этапе. Ему должна предшествовать обязательная информация о вреде предшествующих 1 и 2 стадии, ведущих к показываемым «ломкам».

 

Существует две основных модели обучающих программ первичной профилактики — программа достижения социально-психологической компетентности, обучающая навыкам эффективного общения и программа обучения жизненным навыкам, формирующая навыки ответственного принятия решений. Эти модели в различных странах зачастую смешиваются. Цели у них сходные: развитие социальной и личностной компетентности, выработка навыков самозащиты, предупреждение возникновения проблем.

Наибольшую эффективность в учреждениях образования показали поведенческие программы, построенные по принципу формирования жизненных навыков. Они предусматривают: ориентацию на «целостного человека на протяжении определённого времени»; участие родителей в превентивной работе; тренинг учителей; сотрудничество различных ведомств и организаций; культурная адекватность; связь программы с обществом; непрерывность обучения. Так как эффективность программ прямо коррелирует с их продолжительностью, последовательностью и содержанием, качественные программы предусматривают от 45 до 100 уроков или последовательные курсы на протяжении нескольких лет.

Программа жизненных, социально-психологических навыков (навыки социальной компетентности) обязательно включают обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связей со взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознания негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказанию помощи окружающим. Участие детей в общественной жизни предоставляет учащимся позитивные ролевые модели. Молодежь должна приобрести объем знаний, необходимый для самостоятельного мышления и построения своего поведения.

 

Проводимые мероприятия не должны носить разовый, просветительский характер. Преимущественно используются информационно-пропагандистские методы профилактической работы. Во многих случаях они рассчитаны на то, чтобы показать подростку негативные следствия вредных привычек для его организма. Но, судя по всему, это слабо влияет на детей, которые и без дополнительных убеждений уверены во вреде, наносимом наркотиками.

Для повышения эффективности антинаркотической профилактики в школе, ее направления должны сосредоточиться на:

·        системном и комплексном характере работы

·        работе с семьей и социальным окружением подростков

·        широкомасштабном антинаркотическом ликбезе (при обязательном участии специалистов в области зависимостей от ПАВ)

·        ориентации в работе на стимулирование молодежной активности

·        развитие не столько массовых, сколько субкультурных , групповых, индивидуальных методик

·        переходе от политики воздействия к стратегии доверительного взаимодействия с сохранением «мягкого» контроля со стороны специалистов.