Пресса о нас
«ДОСТОИНСТВО БАНКА - В ЕГО КАПИТАЛЕ»
"Красное знамя", 30 июня 2004 г.- Сегодня российский финансовый мир переживает психологический стресс. И в кулуарах, и на официальных встречах достаточно горячо обсуждают объявленные правительством предстоящие реформы в банковской системе страны. В частности, либерализацию валютного законодательства, что уже нынче позволит рядовым гражданам размещать свои сбережения в иностранных банках. А с июля 2005 года это станет возможным и для юридических лиц. Еще одна тема, которая на слуху и на устах у банкиров - обязательное увеличение собственного банковского капитала минимум до 5 миллионов евро. Эти и другие государственные инициативы, да еще на фоне грядущего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), воспринимаются весьма по-разному: кто-то скептически отмахивается, а кто-то говорит уже о кризисе системы. Редакция же "Бизнес.com" предложила высказать свою точку зрения на предстоящие перемены, и на ситуацию в целом Председателя Правления ОАО "Томскпромстройбанк" Анатолия ОЗЕРОВА:
- Действительно, государство, устами вице-спикера Жукова, объявило, что в ближайшие четыре года в банковской системе страны произойдут серьезные изменения. Одним из аргументов в пользу ужесточения требований со стороны руководства Центробанка, называется попытки банков занижать рентабельность, и, наоборот "раздувать" капитал. Не берусь сказать, насколько широко в России используется такая практика. Но замечу что, например, уровень рентабельности как раз можно регулировать с помощью законов Центробанка. Впрочем, подобные "игры" с рентабельностью и капиталом скорее характерны для закрытых акционерных обществ. Там, где учредители банка, одновременно еще и основные клиенты.
В открытых акционерных обществах, в Томскпромстройбанке, например, занизить рентабельность просто не дадут органы управления, акционеры, которые, вложив в банк инвестиции, ждут определенных дивидендов. И очень внимательно следят за тем, чтобы затратная часть не превышала необходимых пределов. Так что формирование капитала нашего банка полностью понятно и прозрачно, что, кстати, и подтвердила недавняя проверка ЦБ. Скорее всего, упрек Центробанка в адрес некоторых банков связан с тем, что сейчас идет кампания по страхованию вкладов. И, разумеется, в первую очередь, при этом проверяется прозрачность капитала, вплоть до того, чтоб среди инвесторов не было предприятий с неустойчивым финансовым положением, с размытыми активами и долгами перед бюджетом. Видимо, нарушений обнаружено не мало.
Честно говоря, я не вижу в озвученных реформах какой-то опасности. Тем более для регионального Томкпромстройбанка. Не считаю, например, что произошла кардинальная либерализация валютного законодательства. Как не принимаю всерьез рассуждения, что, мол, вкладчики все разом заторопятся понести свои сбережения в иностранные банки. Мы, в регионе, в свое время тоже опасались экспансии крупных московских банков, с их более дешевым продуктом. Но резкого, губительного оттока клиентов, например, из нашего банка не произошло. Возможно, от того, что даже в печально известный дефолт, мы выстояли, сумели рассчитаться по своим обязательствам даже раньше положенного срока. И этим еще более укрепили доверие наших партнеров и вкладчиков.
Не должно вызывать панику и требование по обязательному укрупнению собственного банковского капитала, минимум, до 5 миллионов евро. Противники этого, как правило, ссылаются на опыт США, где банк, можно зарегистрировать, начиная с установочного капитала в 10 тысяч долларов. Я же считаю, что государство вправе требовать от российских банков обозначенного минимума. Что это за банк, если его капитал составляет сегодня, условно, 50 миллионов рублей? Какие у него возможности? Ведь объем размещения ресурсов напрямую зависит от достаточности собственных средств. И если их мало, то столь же мала и неэффективна экономика банка. Возможно, что небольшие банки тоже должны быть, занимать свою рыночную нишу. Но лучше, если банковская система в целом будет больше напитана капиталом. Пока же, как говорит статистика, суммарный капитал российских банков не дотягивает до уровня одного крупного зарубежного. Кстати, Томскпромстройбанк эта инициатива государства не пугает, потому что он уже давно перешагнул требуемую сегодня планку.
Волнение коллег по бизнесу в связи с предстоящими реформами понять можно. Сегодня в нашей сфере работать весьма и весьма сложно. Особенно, если вспомнить о том, какие серьезные средства банкирам приходится отвлекать в резервный фонд Центробанка. И в этом мало экономической логики, потому что мы покупаем ресурсы за деньги, и, отдав часть из них в резерв, ничего не получаем взамен, что, конечно влияет на процентную ставку оставшихся средств, которые нужно продать. Не лучше ситуация и с налогами. Судите сами, в прошлом году Томскпромстройбанк получил 24 миллиона рублей прибыли. А объем всех уплаченных налогов составил 37 миллионов. Иными словами, налоговые платежи составили более 50 процентов тех издержек, которые тратятся на содержание и развитие банка. А в структуре всех затрат налоги занимают 18 процентов, что тоже отнюдь не мало. Это раньше, если инвестируешь в какой-то проект, получишь налоговые льготы. Сегодня этого стимула, к сожалению, нет.
Банковская система страны и области не стоит на месте, развивается. Одним из важных и перспективных направлений, особенно для региональных банков, является кредитование малого бизнеса. И совсем не случайно. Большинству банков сложно кредитовать крупный, отраслевой бизнес. Так что, например, для Томскпромстройбанка работа с малыми предприятиями, частными заемщиками, еще долго будет оставаться актуальной. И наша прежняя стратегия развития, и, современная, формируется с учетом расширения как раз этого рыночного сегмента. Причем, он пропорционально увеличивается не только в Томске, но и по всей области. Сегодня у Томскпромстройбанка есть филиалы, где частные заемщики занимают более 50 процентов: в Каргаске, в Кедровом, например.
Предугадывая традиционный журналистский вопрос: когда же российские банки начнут кредитовать и частников, бизнесменов на длительные сроки. Но и Томскпромстройбанк, и многие другие, внедряют в свою практику выдачу кредитов уже не на год, а на два-три. В этом есть логика рыночного развития, рыночного спроса: промышленному предприятию, например, для технического переоснащения, уже не нужны деньги на три-четыре месяца. Важно не только купить оборудование, но и запустить его, получить продукцию, реализовать ее. И только потом рассчитываться по кредиту. Примерно, по такой схеме Томскпромстройбанк работает сегодня со строителями, открывая кредитную линию на весь срок строительства жилого дома: от проекта до новоселья. Но так называемые "длинные кредиты" пока еще нельзя назвать массовым явлением в российской банковской системе. Думаю, только потому, что нет еще в России четкой государственной политики по развитию различных отраслей народного хозяйства. Существуй она, и банки, разумеется, под строгим государевым оком и государевы же гарантии, уверен, с охотой кредитовали бы долгосрочные, масштабные проекты. В том числе и с выгодой для себя.