www.tpsbank.tomsk.ruТомскпромстройбанк

Пресса о нас

ДЕНЬГИ ДЛЯ МОЗГОВ

журнал "Томск magazin", 01 октября 2008 г.

В Томскпромстройбанке точно знают, сколько стоит растущий инновационный бизнес.

Первая инновационная стратегия Томской области была принята в 2002 году. Именно тогда Белый дом окончательно сформировал новую идеологию развития региона, сделав ставку на поддержку наукоемкого бизнеса. Но элементы такой поддержки региональные власти начали использовать значительно раньше, в начале 90-х, когда в Томской области начали действовать программы поддержки малого бизнеса. Примерно половина кредитов, которые тогда выдавал Томскпромстройбанк в рамках этих программ, получали малые предприятия, занятые научно-производственной деятельностью.

В России только создается система поддержки и финансирования инновационного бизнеса или инновационной деятельности. Пока в большинстве случаев этим занимаются государственные институты и различные специализированные фонды, деятельность которых также проходит при поддержке государства. Частный капитал, в том числе российские коммерческие банки, продолжают смотреть на инновационную деятельность, как отрасль бизнеса, настороженно.
Виновата в этом, как отмечают эксперты, отнюдь не сама природа частного капитала и не низкая привлекательность инвестиций в наукоемкий бизнес, а отсутствие твердой и понятной политики со стороны государства. По словам начальника правового управления ОАО «Томскпромстройбанк» Анны Казьминой, основная проблема, из-за которой отечественные банки ведут себя в отношениях с этим бизнесом пассивно - отсутствие законодательной базы. «Есть законы, которые регулируют авторское право, научно-исследовательскую деятельность и тому подобные. А по инновационному бизнесу такого законодательства нет. Нет даже законодательного определения, что такое инновационный бизнес. Каждый вкладывает в это понятие свой смысл», - считает Анна Казьмина.
Сегодня специалисты разделяют инновационный бизнес и инновационную деятельность. Капиталу интереснее первое, поскольку в основе успешного инновационного бизнеса всегда лежит яркая научная разработка, уже готовая к продаже на рынке. Все, что предшествует этому или следует за продажей разработки, может считаться инновационной деятельностью.
Банковское сообщество предлагает законодательно определить два этих понятия, чтобы в стране появилась четкая и понятная система функционирования инновационного бизнеса. Пока ее нет, коммерческие банки не смогут выделить работу по кредитованию инновационного бизнеса в особое направление деятельности и, следовательно, активнее его кредитовать. Поэтому сегодня лишь единицы российских банков занимаются кредитованием инновационного бизнеса. Нельзя сказать, что они это делают на свой страх и риск, но доля здорового авантюризма в этом, конечно, присутствует.
Скажем, банк может быть на 100% уверен в своем клиенте. Он знает его от и до, знает, что у него идеальная отчетность, он хорошо работает и, более того, разрабатывает для страны какие-то очень важные вещи. Но он никогда не получит кредит на более мягких условиях, чем это предполагают регламенты, установленные Центробанком. Это прекрасно знают и сами представители инновационного бизнеса и поэтому будут искать такой банк, который согласится потратить дополнительное время своих экономистов, чтобы найти индивидуальные условия для конкретного заемщика. Банк прекрасно понимает, что, кредитуя инновационный бизнес, его риски растут. Но в универсальном региональном банке всегда найдут возможность, как не усложнить жизнь своим клиентам.
Вот пример. Обычно молодой инновационной компании заложить банку под кредит нечего. У предприятия есть какие-то разработки, то есть, попросту говоря, мозги, но заложить их, как вы понимаете, нельзя. Просто потому, что нет такого предмета залога, как научная разработка. Кроме того, ее крайне сложно оценить. А, если кредит необеспеченный, у банка увеличиваются риски, которые выражаются в размере создания резервов.
Как в этом случае ведет себя банк, заинтересованный, чтобы перспективный клиент не ушел от него, а остался и рос вместе с ним? Банк начинает работать с человеком. То есть, с руководителями предприятия или его владельцами, которые несут перед банком ответственность уже как физические лица.
Есть другой вариант, когда банк выступает в этом процессе не просто как кредитное учреждение, а как посредник, сводя клиента с возможным потребителями, которые неизбежно возникают «на выходе» инновационной продукции.
По словам представителей Томскпромстройбанка ни один из таких кредитов, которые банк выдал за эти годы инновационным компаниям, не стал для него проблемным. При участии банка в Томске выросла не одна инновационная компания. Среди них есть и нынешние резиденты Технико-внедренческой зоны.
Нынешний мировой финансовый кризис, который эксперты уже назвали кризисом ликвидности, ничего в этом сотрудничестве не меняет. Анна Казьмина говорит, что в кредитной политике банка по отношению к томским наукоемким предприятиям в ближайшее время изменений не будет. «Наша кредитная политика остается прежней. Мы не работали на кредитах иностранных банков, не инвестировали средства в ценные бумаги. По этим позициям мы защищены. А, значит, защищены и наши клиенты», - считает Анна Казьмина.

Оксана Хонявина, заместитель начальника правового управления
ОАО "Томскпромстройбанк", начальник юридического отдела:

- Кредитуя компании инновационного сектора, банк, безусловно, увеличивает свои риски. Среди основных проблем, которые можно выделить, прежде всего, - это повышение кредитных рисков банка в связи с несовершенством залогового законодательства. Это общая проблема, и касается она не только инновационного бизнеса. Закон сегодня предусматривает слишком длинную и дорогую для банка процедуру реализации залогового имущества. В законе все хорошо расписано, но практика сложилась таким образом, что при реализации заложенного имущества большая часть его стоимости уходит на сам процесс реализации. А в связи с его длительностью уменьшается и стоимость имущества.
Поэтому при выдаче кредитов, банк закладывает в стоимость залога свои риски. А, учитывая, что инновационные предприятия, как правило, только созданы или созданы недавно, ликвидного имущества у них нет. Но мы ищем выход - работаем с учредителями, физическими лицами, их партнерами.

Анна Казьмина, начальник правового управления ОАО
"Томскпромстройбанк":

- Инновационные предприятия, то есть, те компании, которые создают какую-то научно-техническую продукцию и пытаются ее реализовать, должны, по нашему мнению, иметь не льготное существование, финансирование, а особые условия. В моем понимании, это разные вещи. Потому что создавать льготные тепличные условия, понимая, что дальше компании придется жить в условиях реальной конкуренции на рынке, - не совсем правильно.
Что касается банковской сферы, то здесь поблажки не возможны в принципе. Задача банка - воспитать такого клиента, который со временем стал бы нашим полноправным партнером. Законы экономики одинаковы для всех. Поэтому здесь можно действовать только согласованными действиями государства и банков.
Два года назад, в апреле 2006 года было подписано Соглашение между Томскпромстройбанком и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) по программе «Ставка». Такие соглашения с фондом тогда заключили два российских банка, но реально по этой программе работали только мы. Томскпромстройбанк предоставлял кредит, а фонд в полном объеме субсидировал предприятию расходы по процентной ставке. Несколько томских компаний, которых мы кредитовали и до этого, через фонд получили возможность улучшить свое финансовое положение, так как условия были очень выгодными. Мы предоставляли кредит на большой срок, а проценты по ставке компенсировались фондом сразу одной суммой. То есть, предприятие сразу получало оборотные деньги. Естественно, для экономистов банка это была дополнительная работа, потому что требовалось изучить научно-технический проект, обеспечить целевое и эффективное использование кредитных средств, осуществлять мониторинг реализуемых инновационных проектов. Но сегодня мы можем уже сказать, что это был удачный опыт, который мы намерены продолжать.

Надежда Белоус