Пресса о нас
РАЗОБРАЛИСЬ В ТОЧКАХ, КОТОРЫЕ РАССТАВИЛ КРИЗИС
«Аргументы и факты -Томск», №17, 22 апреля 2009 г.ОАО «Томскпромстройбанк» является крупнейшим самостоятельным финансовым учреждением Томской области.
Как и за счет чего в сложных условиях кризиса удается удерживать свои позиции на рынке финансовых услуг? Об этом наш корреспондент беседует с Председателем Правления
ОАО «Томскпромстройбанк» Анатолием ОЗЕРОВЫМ.
Америка «чихнула» и весь мир заболел
- Анатолий Иванович, кризис, конечно, не землетрясение: сегодня тихо и спокойно, а завтра - вокруг развалины. Тем не менее, когда ваш банк ощутил первые «толчки»?
- Не раньше сентября. Первые кризисные симптомы были связаны с накоплением и расходованием средств. Поэтому, как следствие, в первую очередь забеспокоились вкладчики, которые заняли выжидательную позицию: то ли снимать со счетов деньги, то ли еще подождать. О пополнении вкладов в этот тревожный период речь, конечно, не шла. Уже в октябре мы ощутили, как начал сдавать позиции строительный комплекс. Причина - падение спроса на квартиры. Таким образом, кризисные явления в четвертом квартале нарастали до тех пор, пока правительством не были приняты меры по повышению обязательств по возврату банковских сбережений. Гарантийная сумма тогда была увеличена до 700 тысяч рублей.
- Это каким-то образом стабилизировало ситуацию в банковском секторе экономики?
- Меры правительства помогли многим банкам избежать массового оттока средств. Что касается вкладчиков тех кредитных учреждений, которые не устояли, то они, как и гарантировало государство, получили свои накопления. Отмечу еще такой остаточный фактор напряженности в настроениях, как произошедшее перераспределение сбережений по различным видам валюты. Но если оценивать ситуацию в целом по области, вклады по сравнению с докризисным уровнем даже несколько подросли.
Кто защищает вкладчика?
- Вы все время акцентируете внимание на вкладах, как будто на них свет сошелся клином?
- Это один из важнейших ресурсов, который используется в кредитовании клиентов. В конце концов, вся банковская система завязана на том, что мы продаем и покупаем деньги. В том числе, у юридических и физических лиц. Объем привлеченных средств по вкладам населения по итогам первого квартала текущего года в нашем банке не только не уменьшился, но и пошел в рост. За счет этих, а также собственных и других средств, как раз и инвестируется бизнес. Необходимо отметить, что существует отлаженная система защиты интересов вкладчиков. Во-первых, их сбережения страхуются. Томскпромстройбанк, например, каждый квартал направляет в систему страхования вкладов значительную сумму. Кроме того, с каждого рубля инвестиций часть средств отчисляется в Фонд обязательных резервов Центробанка. Таким образом, вкладчик сегодня нормально защищен от того, чтобы не нарушались его права.
- Чем объяснить, что на Западе пошли на беспрецедентное понижение ставок по кредитам, а у нас они даже подросли по сравнения даже с докризисным периодом?
- На этот вопрос нет однозначного ответа. Во-первых, на мой взгляд, в нашей стране несколько иная природа кризиса, а значит и методы выхода из него. Во-вторых, принятая Центробанком ставка рефинансирования выступает в роли регулятора процессов, происходящих в экономике и бизнесе. С одной стороны, она управляет денежной массой - сжимает или увеличивает ее, а с другой - влияет на уровень инфляции. Поэтому, даже трудно предположить какими бы были последствия для финансовых учреждений, начни они в сегодняшних условиях финансировать реальный сектор экономики, скажем, под 2 процента годовых.
- Получить деньги под 2 процента - это из области фантастики, поскольку многие предприниматели сейчас откровенно сетуют на недоступность кредитов.
- Что такое кредит? Это средства, выданные банком на основе возврата. И никто это правило не усложнял, не отменял. Как была у банков кредитная политика, приближенная к международным стандартам, так и осталась. Главное для нас, чтобы соблюдались три позиции, при которых возможно кредитование, - это платежеспособность заемщика, отсутствие долгов и наличие каких-то материально-технических ресурсов для обеспечения залога на случай дефолта предприятия. Понятно, что в условиях кризиса, банки привели балансы - привлечение-размещение средств - в состояние, которое позволяет нормально работать. Но, повторяю, кредитование не прекращалось. Откуда пошли разговоры о том, что банки перекрыли для бизнеса денежный «кран»? Скорее всего, их источником являются те предприятия, которым из-за больших убытков и невыплаченных налогов, было отказано в получении кредитов. А почему мы должны рисковать средствами вкладчиков? Поэтому банк делает ставку на потенциальных заемщиков, которые могут вернуть деньги в срок и с процентами. И еще - на диверсификацию ресурсов в различные отрасли экономики, малый и средний бизнес.
Как уберечься от новой волны?
- Выходит, что претензии к банкам во многом надуманы?
- Отмечу, что за последние три месяца кредитный портфель нашего банка не только не просел, а даже подрос. Совокупная выдача кредитов в течение года сохранилась на уровне шести миллиардов рублей. Обеспечение по кредитам в 2,4 раза превышает ссудную задолженность, и достигло почти семи миллиардов. За 2008 год капитал банка вырос больше, чем на 40 процентов. Через головную организацию и девять наших филиалов на территории области ежедневно проходит около 500 миллионов рублей. Это - высокий показатель. Поэтому, можно сколько угодно говорить о кризисных волнах. Мы просто работаем. Томскпромстройбанк четко следует своей пятилетней стратегии развития и не намерен сдавать позиций.
- Тем не менее, у томичей возникают вопросы на счет того, когда наступит «потепление» в потребительском и ипотечном кредитовании?
- Многим, конечно, памятно то «золотой время», когда потребительские кредиты выдавались наперегонки - банки соревновались в том, кто и за сколько минут оформит выдачу денег. Мы где-то около трех месяцев в 2003 году тоже занимались экспресс-кредитованием, но, увидев, что это очень рискованное направление, от него отказались. Вернулись к нормальной банковской схеме: с обязательной проверкой доходов заемщика, ИНН, регистрационных документов и места работы. Кредиты выдавали с нормальной процентной ставкой, а не той, что в магазинах - под 40 процентов годовых. Поэтому, ни о какой «заморозке» речь не идет. Мы выдаем кредиты на тех же условиях, на которых выдавали всегда. Кстати, просроченная задолженность в структуре кредитного портфеля за период кризиса выросла в банке на полпроцента и составляет сегодня 1,45%.
- Это много?
- Задолженность до 10 процентов от кредитного портфеля считается допустимой. По потребительскому кредитованию банк не прекращал своей деятельности. В общей сложности в прошлом году на потребительские нужды было выдано кредитов около 900 миллионов рублей. Что касается ипотечного кредитования, то здесь картина другая. Если в прошлом году максимальная сумма выдачи ипотечных кредитов достигла в совокупности свыше 770 миллионов рублей, то в первом квартале текущего года спад налицо - спрос на кредиты упал в разы. И не потому, что у банка плохая ипотечная программа или появились какие-то барьеры. Причина в другом: с одной стороны люди ждут дальнейшего снижения цен на квартиры, а с другой - опасаются, что новостройки, в которые вложат деньги, могут надолго забуксовать.
В какой валюте хранят деньги банкиры?
- Как позиционирует себя банк на рынке услуг в Сибирском регионе и Томской области?
- Среди самостоятельных банков, которых в Сибирском федеральном округе более 60, по разным показателям деятельности Томскпромстройбанк занимает 12-14 место. В принципе, это довольно высокая позиция, которую стараемся сохранить. В основе стабильной работы, успешного выполнения обязательных нормативов деятельности и устойчивой динамики капитализации, лежит то, что наш банк не прибегает к зарубежным заимствованиям, а полагается в основном только на собственные ресурсы, которые собираются на месте. Что касается Томской области, то среди четырех самостоятельных банков, то мы занимаем объем по отдельным направлениям от 50 до 100 процентов. С учетом 27 филиалов крупнейших банков России, присутствующих на территории области, на долю Томскпромстройбанка приходится от 10 до 15 процентов общего объема рынка банковских услуг. Так что, мы не только надежно стоим на ногах, но и уверенно смотрим в будущее.
- И последний вопрос, в какой бы валюте вы посоветовали томичам хранить свои сбережения?
- Мне кажется, что с этим решением, каждый должен определиться самостоятельно, чтобы потом не кусать локти. Что касается лично меня, то предпочитаю хранить деньги в рублях, поскольку живу в рублевой зоне и не собираюсь отсюда никуда уезжать.
Юрий МОЛОДЦОВ