Пресса о нас
ВКЛАДЧИКИ МОГУТ БЫТЬ СПОКОЙНЫ
«Красное знамя», томская областная ежедневная газета, 23 апреля 2010 г.Их деньги в ОАО «Томскпромстройбанк» надежно защищены от кризисных рисков
Кризис пока не спешит заканчиваться. Особенно для российской финансовой системы. И по самым реалистичным оценкам Минфина, ситуация может затянуться не на один-два года, а на пять и даже более лет. Много было заверений, что экономику спасет так называемая «подушка безопасности», которая была создана правительством. Но в итоге, эта, действительно, рациональная мера позволила лишь избежать коллапса экономики. А вот деньги на спасение олигархических структур, как считает председатель правления «Томскпромстройбанка» Анатолий Озеров, были направлены не эффективно. Об этом и о других кризисных проблемах в банковской сфере с ним беседует наш журналист.
- Почему же, Анатолий Иванович, вы считает, что эта мера не дала должного эффекта?
- Потому что, с моей точки зрения, нужно было больше средств направить в реальный сектор экономики. Например, в строительный комплекс, ситуация в котором, напрямую влияет не менее, чем на десять отраслей экономики. Я тоже считаю, что кризис в банковской сфере и не думал завершаться, хотя даже высшее руководство страны говорит, что пик падения пройден, и в стране начался экономический подъем. Однако, анализ финансового состояния наших клиентов показывает, что о каком-то росте пока говорить рано.
- А как переживает кризис Томскпромстройбанк?
Наш банк проработал почти полтора года в этих непростых условиях. Практика в очередной раз доказала, что самостоятельные региональные банки в таких экстремальных условиях, справляются с трудностями лучше, несмотря на то, что не получили государственной поддержки. В банках, подобных нашему, не произошло больших потерь ликвидности, капитала. Томскпромстройбанк, в частности, не потерял ни одного рубля банковского капитала, не было падения ликвидности ни в начале кризиса, ни по итогам прошлого года, а сегодня - и по итогам первого квартала. Все обязательные нормативы, которые в ежедневном режиме отслеживает регулятор - Центробанк - выполняются с хорошим запасом. Банки нашего уровня, как средние, так и крупные, имели возможность оперативно переформатировать структуру своей работы, сориентироваться на отток пассивов. И в соответствии с ситуацией, сбалансировать активные операции. Хотя не все справились с проблемами. Вот и в Томске из четырех региональных самостоятельных банков осталось только два. Но в целом, повторюсь, сегодня ситуация у «регионалов» лучше.
На 1 апреля объем вкладов населения в «Томскпромстройбанке» составил 2 миллиарда 979 миллионов рублей, с начала года вырос на 8 процентов. Размер чистых активов - 5 миллиардов 194 миллиона (прирост 2,7 процента). Кредитный портфель вырос на 3,8 процентов и достиг 3 миллиардов 194 миллионов. Удельный вес просроченной задолженности в структуре кредитных вложений - 2,11 процента. Капитал банка за первый квартал вырос на 1,5 процента, и достиг 523,3 миллиона. За этот же период получена балансовая прибыль - 10,8 миллиона рублей.
- Давайте покажем это на конкретных показателях?
Возьмем, к примеру, такие проблемные показатели, как реструктуризация кредитного портфеля, просроченная задолженность, и падение объемов. Задолженность по кредитам в целом по Томской области по сравнению с докризисным периодом составляет примерно 75,5 процентов. Это происходит не потому, что банки боятся идти на риск и выдавать кредиты. Наоборот, в банковской системе наблюдается переизбыток денежных средств, в том числе и в Томскпромстройбанке. У нас эта цифра (задолженность по кредитам) составляет 95,5 процента. Показатель по кредитам для промышленных предприятий в областном банковском секторе достигает порядка 76 процентов, а в нашем банке - 100 процентов.
Да, уменьшилась такая категория заемщиков, как физические лица. Почему? В целом, по стране упал потребительский спрос, и Томская область не исключение. Наша кредитная политика была и остается взвешенной и разумной. Томскпромстройбанк кредитует только финансово устойчивые предприятия, предпринимателей и частных лиц. Мы деньги покупаем у населения. И главным критерием в нашей работе является защита финансовых рисков инвесторов, то есть вкладчиков.
- Каким образом это делается в условиях кризиса?
Одну меру «безопасности» я уже назвал. Не случайно у региональных банков просроченная задолженность раза в четыре ниже. Потому что в кризис критерии меняются: если раньше говорили, что даже пять процентов - это многовато, то сегодня и 10 не такой уж большой грех. Хотя даже два процента - тоже деньги немалые. И это заставляет банковский сектор прикладывать дополнительные усилия. Иначе говоря, вместо того, чтобы наращивать объемы кредитования, в первую очередь приходится планировать, как защитить интересы инвесторов. Вот и нам пришлось две третьих прибыли зарезервировать в Центральном банке. И неизвестно, вернутся ли эти средства в будущем. Вполне может случиться, что эти деньги просто придется списывать. И не за счет государства, а за счет собственных доходов банка.
- А внес ли кризис свои коррективы в пятилетнюю стратегию развития Томскпромстойбанка?
Да, мы ее скорректировали, и наш банк выполняет все намеченное. Считаю, что это не случайная удача, а эффект от серьезного, грамотного планирования собственной деятельности. Но коли, как уже было сказано, ситуация на рынке банковских услуг еще долго не изменится, то и в текущем году Томскпромстройбанк продолжает ежемесячно направлять более половины заработанной прибыли в резервы. Это позволит в дальнейшем обеспечить устойчивость деятельности банка, защитить интересы акционеров и инвесторов.
- Лично ваша оценка, почему кризисная ситуация затягивается?
Сказывается неустойчивость экономики промышленных предприятий, боязнь людей потерять работу, сокращение доходов населения и, как следствие, падение потребительского спроса. Все это привело к росту денежных накоплений. Хочу выделить любопытную для меня, как для финансиста статистику: за прошлый год объем вкладов населения в России выросли на 1,5 триллиона рублей. Только за декабрь 2009-го - на 495 миллиардов. Такой динамики не было даже в лучшие докризисные годы. Сегодня и в Томской области этот вид банковской услуги вырос, по сравнению с 1 октября 2008 года на 135 процентов.
- Как-то влияет на кредитную политику банка снижение на государственном уровне ставки рефинансирования до 8,25 процентов?
Принято считать, что понижение этой ставки, должно повлечь за собой обязательное уменьшение стоимости кредитов. Даже в высших эшелонах власти некоторые думают, что банки - это жадные монстры, которые почему-то не торопятся этого делать. Банки, для того, чтобы остановить в начале кризиса отток вкладов были вынуждены поднимать ставки. Да, правительство понижает ставку рефинансирования, но от ее размера не зависит стоимость ресурсов. Если банк купил деньги у населения, привлекая средства во вклады, например, под 12% годовых, то он не может в одностороннем порядке снизить эту ставку, мотивируя это снижением ставки рефинансирования.
На сегодняшний день собственные ресурсы банков составляют, примерно, 40 процентов, а покупные - около 60. Не удивительно, что многие наши коллеги даже стали регулировать привлечение депозитов юридических лиц. Потому что при существующей ситуации, не могут максимально эффективно использовать финансовые ресурсы. Иначе говоря, бизнес тоже занялся накоплением средств на счетах, страхуясь от рисков. Еще одна причина этого процесса чисто экономическая: продукция многих предприятий просто остается невостребованной. И население, и промышленность опасаются брать кредиты. Наглядный пример: кредитный портфель Томскпромстройбанка сократился незначительно, и мы вполне могли бы направить в реальный сектор экономики до миллиарда рублей кредитных ресурсов. Но у предприятий нет сегодня желания занимать у нас деньги, чтобы затем направить их на развитие производства. И все потому, как уже было сказано, что серьезно упал спрос на продукцию.
- И куда же планируется направлять невостребованные региональной экономикой сотни миллионов?
Как раз для того, чтобы решить этот вопрос, обновляем и дополняем наши кредитные программы. Ведь именно активные операции по кредитованию клиентов, приносят банку более 50 процентов дохода. Сегодня кредиты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - занимают 70 процентов, а частным заемщикам - 30. Хотя я и сказал, что размер ставки рефинансирования не влияет на стоимость кредитных ресурсов (и это действительно так), но существует еще моральная сторона. Вот почему, банки снижают процентную ставку по кредитам, уменьшая собственную прибыль. Впрочем, Томскпромстройбанк никогда высоко и не поднимал процентную ставку. Сейчас мы сознательно идем на снижение своей доходности, особенно, по новым программам кредитования.
Сегодня в Томскпромстройбанке базовая ставка в зависимости от вида кредитования составляет от 14-17%. Ее можно снизить на счет положительной кредитной истории (потребительский кредит), добровольного страхования жизни и суммы первоначального взноса (автокредит). Например, по программе автокредитования ставка до 5 лет - 15 процентов. Но ее можно снизить на один пункт, если первоначальный взнос составит более половины стоимости подержанной машины или более 30% - новой. Если клиент добровольно застраховал свою жизнь от несчастного случая - минус еще один пункт. Словом, вполне реально получить кредит под 13 процентов. Кстати, плату за автострахование в первый год банк может включить в сумму кредита.
- А, как на счет кредитования жилищного строительства?
- Томскпромстройбанк сегодня продолжил практику выдачи кредитов на строительство жилья по программе, которую мы внедрили в числе первых. Только необходимо уточнить, не по ипотечной схеме, а на основе участия клиента в долевом строительстве. Важно, что при этом не учитываются сроки строительства, и кредит выдается на любой его стадии. Чем наша программа привлекательна для клиента? Тем, что человеку не надо обеспечивать жилищный кредит залогами. Залогодателем выступает строительная компания, с которой дольщик заключил договор. И является им до тех пор, пока дом не сдан «под ключ». В данном случае - это наш давний клиент и партнер ОАО «ТДСК». А вот когда квартира построена и официально оформлена в собственность, тогда она и становится залогом. Не так давно эта программа пользовалась широким спросом у населения. Но как только появилась возможность ипотечного кредитования первичного рынка жилья, кредитование долевого строительства сократилось. Сегодня мы вернулись к прежней схеме, и рассчитываем, что для людей она вновь станет привлекательной. Ведь лучшего вложения денег, чем в недвижимость нет.
Правительство сегодня продолжает политику поддержки ипотечного кредитования именно первичного рынка жилья. И все-таки, серьезный минус в схеме выдачи такого рода займов - большое количество ограничений для строителей и заемщиков, а также относительно небольшие объемы вводимого жилья. То есть, настоящего стимула для строительных компаний, для того, чтобы они массово осваивали новые площадки, нет. Так что, госпрограмма поддержки ипотеки, особенно в нашей области, большого эффекта пока не приносит.
- За последнее время, на какие услуги увеличился клиентский спрос?
- Сегодня самая востребованная услуга - вклады. При этом банки, несмотря на рыночную экономику, не могут диктовать свои условия по привлечению депозитов. Рекомендовано не выходить больше чем на 1,5% за рамки средней процентной ставки по вкладам, сложившейся в десятке крупнейших российских банков. Несмотря на то, что по всей банковской системе депозитные ставки снижались уже раза три, все равно объем вкладов продолжает расти. Изменилась их структура. Раньше 50 процентов составляли крупные накопительные вложения, и примерно столько же - средние. То сегодня пропорция иная: крупные вклады составляют 20 процентов, остальное - средние, которые попадают в систему страхования.
- Какая самая насущная проблема стоит сегодня перед российской банковской системой?
Самая главная - это рост объема проблемных кредитов. Сегодня кредитный портфель банков формируется в соответствии с международными стандартами. Хотя, в условиях рынка Россия живет всего полтора десятка лет, тогда как за плечами западных банков многовековой опыт развития. Да, по классике, если финансовое положение клиента меняется в худшую сторону, то нужно оперативно на это реагировать, защищаться от новых рисков. Повторюсь, приходиться создавать резервы, даже, если клиент, несмотря на экономические проблемы, продолжает прилежно обслуживать свои долги. Но маневра у региональных банков, как я уже говорил, больше. Мы эффективно использовали момент, когда Центробанк разрешал проводить реструктуризацию долгов, чтобы предприятия получили большую возможность и срок для адаптации к сложной экономической ситуации, поиска новых рыночных ниш.
Трудностей в работе достаточно, но, несмотря на них, банк продолжает работать с прибылью. Так, полученные в 2009 году доходы позволяют нам предложить акционерам дивиденды. Итоги первого квартала доказывают, что стратегия Томскпромстройбанком была принята правильно. В этом году прибыль запланирована на уровне прошлого года. Не снизилась и капитализация, которая, в том числе, соответствует и трем новым нормативам, принятым ЦБ с 1 января. Так что вкладчики, владельцы депозитных счетов могут быть спокойны за размещенные в банке средства.
Интервью вел А. Бережков