Пресса о нас
«БАНКОВСКИЙ ОТПУСК»
журнал "TOMSK MAGAZINE", № 5, 01 августа 2004 г.Начальник управления валютных операций ОАО "Томскпромстройбанк" во время ежегодного отдыха строит за рубежом дома для малоимущих людей
Три составляющих счастья
Казалось бы, что человеку для счастья надо - достаток в доме, крепкую семью, интересную работу? У Елены Владимировны Локтионовой все это есть. С любовью обустроенная квартира, дружная семья, уже взрослые дети...
Повезло, как считает сама Елена Владимировна, и с работой.
По счастливому стечению обстоятельств знание иностранного языка выпускницы иняза оказалось как нельзя более кстати в именно в тот момент, когда Томскпромстройбанк стал заниматься внешнеэкономической деятельностью. В только что сформированном валютном отделе банка Елена Локтионова начала работать экономистом.
Четырнадцать лет пролетело как один день. Менялось и усложнялось международное и российское законодательство, ужесточались требования к банковским операциям, новые правила вводились для валютного контроля... Расширялся круг полномочий и ответственности Локтионовой. Сегодня, уже став начальником управления валютных операций Томскпромстройбанка, Елена Владимировна, так говорит о своей карьере: "Все шло, как будто ты идешь по дороге и тебя кто-то ведет. Мне всегда везло на людей и учителей".
Какой может быть интерес в банковской работе? Деньги, бумаги, опять деньги, опять бумаги. Елена Владимировна категорически не согласна с таким стереотипом: "Прежде всего, наша работа - это работа с людьми. Мы лоб расшибем, чтобы нашему клиенту было понятно, удобно, выгодно. Приходиться в голове держать всю законодательную "мозаику", чтобы по запросу клиента сразу выдать нужную информацию, чтобы, прежде всего, были максимально соблюдены его интересы". Такой требовательный профессиональный подход вызывает уважение клиентов и признание коллег.
И что еще, скажите, надо для современной деловой женщины?
Интернет-знакомство
Елена Владимировна немножко фаталистка.
- Мне раньше казалось, как только исполнится в 2000 году мне 40 лет (да простит нам героиня разглашение этой тайны), так моя жизнь в принципе и остановится. А что может быть дальше? Но так получилось, что именно в сорок лет жизнь моя только-то и началась.
Дед, Елены Локтионовой, в девичестве Курбуш, был репрессированный солдат австро-венгерской армии, погибший в 37 году. Елене Владимировне всегда хотелось найти его корни. И вдруг на одном из венгерских сайтов ей попалось письмо человека, уже несколько лет ездившего в Венгрию волонтером по программе строительства жилья для малообеспеченных семей "Хабитат".
- Когда узнала, что это религиозная организация, я - в то время ярый атеист, сразу же подумала, что это какая-нибудь секта. Но мой знакомый предложил не спешить с вынесением вердикта, а узнать поближе об их движении. Мы стали переписываться. И захотелось попробовать себя в качестве волонтера в одной из стран.
Хабитат - это..
"Habitat for Humanity International" или просто "Хабитат" - это международная общественная некоммерческая христианская организация. Она возникла в Америке в 1976 году. Сегодня практически в каждом городе США, в каждом штате есть ее филиалы. Более 90 филиалов "Хабитат" действуют в других странах, а работу их координирует головной офис этой организации, расположенный в Америке. В основном участники программы - волонтеры - сами американцы. Все чаще к ним присоединяются и жители других стран.
Смысл этого движения заключается в том, что группы инициативных людей помогают решить жилищную проблему малоимущим людям в разных странах, оказывают поддержку тем, кто никогда не сможет получит жилье по существующим в своей стране схемам кредитования.
Выбирается страна, город. Создается филиал - объединение будущих жильцов, которые сами обязаны отработать 500-1000 часов на строительстве. На помощь будущим новоселам приезжают команды (по 10-15 человек) волонтеров из студенческих, христианских или иных общественных организаций. Чем больше волонтеров, тем быстрей идет работа. Волонтеры находятся полностью на самофинансировании: они сами платят за дорогу до места работы, оплачивают питание, проживание (как правило, в недорогих гостиницах), экскурсионное обслуживание. Более того, ими резервируется определенная сумма в качестве пожертвования местному филиалу. После завершения строительства новоселы в течение 20-25 лет оплачивают стоимость жилья, но не платят проценты за пользование кредитом.
Первый опыт
- Я стала искать в какую страну мне поехать волонтером и выбрала Румынию, - вспоминает Елена Владимировна. - Мне предстояло осуществить себе визовую поддержку, купить билеты до места, плюс перечислить 1000 долларов для участия в программе. Но до румынского города Беюш ближе было добираться через Венгрию. А как можно выбраться в страну, с которой нет визового режима? Только купив тур. Поэтому мне пришлось взять кредит и купить турпутевку в Будапешт. Через неделю там я встретилась со своими американцами и поехала работать...
До самого последнего момента все мои близкие и знакомые не понимали, куда еду? Как так, затратить такие сумасшедшие деньги на дорогу, вкалывать в подряд две недели, да еще и деньги за это платить?
Но на месте выяснилось, что ни я одна такая "сумасшедшая". Волонтеры со всей Америки выстроили уже целую улицу. Мы сменили одну команду, вслед за нами приехали другие. На какой этап строительства ты приезжаешь - то и делаешь. Пришлось учиться всему: забивать гвозди, штукатурить, крыть крышу - делать все что нужно. И работать с 8 до 5 каждый день.
Румыны долго считали, что я из тех русских, что живут в Америке. Но когда узнали, что я из Сибири, что я двое суток ехала до Москвы в поезде на верхней полке, сочли меня невообразимой героиней. А уж когда до них дошла весть, что я взяла кредит, они пришли в неописуемый ужас. Как же так ведь участники программы - будущие жильцы не платят проценты - это расходится с христианскими представлениями! И мои друзья втайне от меня собрали деньги и прислали мне в Томск перевод! Вот здесь настала моя очередь удивляться. Оказывается, далеко не все в этом мире упирается в деньги.
Волонтерство как болезнь
Волонтерство это как болезнь. Многие люди ездят по программе "Хабитат" годами. Каждый участник не только приобретает огромные практические навыки, но и получает бесценный опыт общения. Как правильно, особых межнациональных проблем при этом не возникает: общее дело сближает сильнее всего.
Среди волонтеров много людей интеллектуального труда: ученых, врачей, учителей. Активно участвуют в "Хабитате" пенсионеры. Несмотря на возраст они открыты, современны, и во многих делах дадут фору нашим молодым. И среди новых друзей томского волонтера сегодня много пожилых людей.
Через год после первой поездки, по достоинству оценив деловые и человеческие качества, Елену Владимировну выбрали social director, руководителем команды ответственным за питание, проживание, культурную работу. За ведение большой подготовительной работы в течение всего года американцы оплачивают билет на проезд. "Сегодня многие говорят, я тоже так бы работал, - смеется Елена Владимировна".
В 2002 году Локтионова собралась в Польшу. Целый год настойчиво учила язык в польском центре. Зато на месте произвела фурор и постоянно выступала в роли переводчика. А затем была Венгрия, Северная Ирландия - Белфаст.
Два года назад, в 2002 году первый филиал "Хабитат" зарегистрировали и в России. Инициативная группа появилась в Улан-Удэ. И нынешним летом американцы готовятся к поездке в Россию. Сейчас Елена Владимировна готовит экскурсию на Байкал, стремится заранее максимально уменьшить неудобства размещения и питания на месте волонтеров. Хотя неприхотливые в принципе "хабитатовцы" готовы ко всему.
- Думаю, что со временем такой филиал обязательно появится и в Томске, - считает Елена Локтионова. - У нас огромная страна, много нуждающихся. Но, к сожалению, на постсоветском пространстве есть и другая сторона этой проблемы. Многие говорят, да мы бедные, но дайте нам не 50 кв.м социальной площади, а 100! Иначе я в вашем доме жить не буду.
Поэтому пусть лучше позже у нас появятся такие филиалы, но в них будут участвовать те, кому станет близка наша идея. Говорят же, поспешай медленно. Лучше ничего не испортить. Да и американцы не дадут ни копейки пока не убедятся, что у нас есть заинтересованные лица.
***
- Все очень просто, - сказала в конце нашей встречи Елена Владимировна.- Есть мой путь и я по нему иду. И все становится легко и просто: надо просто идти. Мне интересно ездить за границу, общаться с людьми. А ведь каждый человек как другая планета. Мои друзья такие же увлеченные как и я.
Сейчас смотрю на наши поездки и думаю, что чем больше радости ты даешь другим людям, то тем больше радости бумерангом возвращается к тебе. И не важно, верующий ты или нет. Произошла определенная переоценка ценностей. Если у тебя что-то есть, почему бы не поделиться с другим? Всегда ведь можно помочь делом, деньгами, советом, словом. Это в наших силах.
Любовь Збышко