2007 год обещает быть крайне интересным для политической жизни государства и Уральского федерального округа. Главным образом, повестку всей политической жизни страны будут формировать предвыборные баталии на выборах в Госдуму в декабре 2007 года. Особенность этих выборов заключается в том, что впервые в новейшей истории России нижняя палата Федерального собрания будет формироваться исключительно по пропорциональному принципу, то есть все 450 депутатов будут избраны по партийным спискам. Кроме того, это будут первые госдумские выборы, на которых минимальный порог прохождения в нижнюю палату составляет 7 %.
Эти нововведения, ставившие своей целью выстраивание в стране четкого политического ландшафта, сфокусировали внимание экспертов на нескольких ключевых вопросах. Во-первых, как будет выглядеть партийная система государства на момент начала избирательной кампании после увеличения значимости роли партии в политическом процессе. Второй вопрос, какие из политических объединений будут допущены к участию в выборах. Третий вопрос, который совершенно логично возникает в связи с выборами в федеральный парламент – это каким образом обретут себя в новой партийной системе координат те депутаты, которые избирались на протяжении многих лет по одномандатным округам как независимые, и являются весьма узнаваемыми среди своих избирателей, но при этом не имеют четкой аффиляции к серьезным политическим объединениям. Последний вопрос имеет особое прикладное значение для многих регионов Урала, где таких депутатов-политиков достаточно большое количество.
16 января глава Росрегистрации Сергей Мовчан заявил в одном из средств массовой информации, что на сегодняшний день 17 политических партий полностью выполнили все требования закона. Оставшимся 15 партиям предстоит ликвидация в судебном порядке. Напомним, массовое исчезновение партий с политического небосклона России началось после принятия нового закона, который значительно ужесточил требования по созданию партий и по их численности. По мнению уральского политолога Анатолия Гагарина, непосредственно к моменту выборов останется вообще около десятка политических партий, остальные карликовые политические объедения, сохранившие до настоящего момента статус политической партии, вынуждены будут объединяться, чтобы хоть в какой-то форме сохранить себя.
По мнению наблюдателей, сокращение количества партий напрямую связано не только с ужесточением формальных требований к численности политических объединений, но и в связи со значительным сокращением списка потенциальных спонсоров партий. Редукция этого списка началась с момента заключения под стражу главы ЮКОСА Михаила Ходорковского и «профилактических» действий против некоторых других потенциальных спонсоров. Анатолий Гагарин подчеркивает: «Сейчас мало крупных промышленно-финансовых групп, которые открыто бы финансировали по своему волеизъявлению те или иные политические партии. Этот процесс стал еще более сложным, еще более скрытым и предсказуемым».
Ответы на вопросы, кто будут допущен к избирательному процессу, и кто будет реально претендовать на прохождение в думу, являются второй важной составляющей предвыборной мозаики – 2007. По мнению председателя Уральской гильдии политических консультантов Константина Киселева, в выборах в Государственную думу будут участвовать партии, лояльные к Кремлю, которые смогут обеспечить легитимность выборов преемника в марте 2008 года. «По этому принципу и будут отбираться партии. И те партии, которые не будут ему удовлетворять, не допустят до выборов по той или иной причине», – подчеркнул в интервью «УралПолит.Ru» политолог.
Вопрос же о шансах политических партий на преодоление семипроцентного барьера, по мнению большинства наблюдателей, сейчас является достаточно сложным. Очевидно, что в новом составе думы опять в качестве партии-большинства будет представлена «Единая Россия». Скорее всего, преодолеют 7 % порог такие партии как КПРФ, ЛДПР и недавно созданная «Справедливая Россия», однако возможны и сюрпризы, связанные с такими партиями как «Свободная Россия», СПС и создаваемой сейчас Геннадием Семигиным новой политической силы на левом фланге. Выборы в региональные парламенты, которые пройдут в ряде субъектов федерации, в том числе и в Тюменской области 11 марта 2007 года, должны дать уже более четкое представление о том, какие политические партии смогут рассчитывать преодолеть барьер на федеральных парламентских выборах.
Вопрос с нынешними независимыми депутатами-одномандатниками представляется весьма интересным для большинства аналитиков. Дело в том, что эта группа депутатов уже не сможет напрямую избираться, им, чтобы продлить свои полномочия, необходимо будет проходить в нижнюю палату через получение мест в партийных списках.
Новый закон о партиях привел не только к исчезновению карликовых, дублирующих друг друга, политических объединений, но и к исчезновению такого феномена как независимый политик. Сейчас, чтобы оставаться в политическом поле и иметь возможность быть избранным, необходимо иметь партийную принадлежность, поэтому депутатам, которые на протяжении многих лет избирались за счет личной популярности в своем округе, приходится задумываться о присоединении к какой-либо политической силе, имеющей достаточный потенциал для преодоления семипроцентного порога на выборах в нижнюю палату. В УрФО уже есть успешные примеры осуществления этой тенденции. Так, действующий депутат ГД Евгений Ройзман в декабре 2006 года вступил в ряды «Справедливой России», а в январе с началом работы весенней сессии Госдумы вошел во фракцию «Родина», которая сейчас является основным форпостом «Справедливой России» в российском парламенте. Не исключено, что примеру Ройзмана могут последовать и его коллеги. |