Добрый день, уважаемые коллеги!
От имени Федеральной регистрационной службы и от себя лично приветствую участников и гостей Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации!
Как вы знаете, Федеральная регистрационная служба, созданная в октябре 2004 года, является федеральным органом исполнительной власти, на которую Президентом Российской Федерации возложены правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата.
Территориальные органы Росрегистрации приступили к работе с января этого года. В значительной степени они сформированы на основе кадрового состава территориальных органов юстиции, - особенно это касается отделов, занимавшихся вопросами нотариата, - поэтому большинству наших сотрудников не приходится объяснять, что такое нотариат и каково его значение в гражданском обществе.
Практически во всех регионах налажено постоянное и конструктивное взаимодействие территориальных органов Росрегистрации и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, ведется планомерная работа по реализации совместных функций.
К сожалению, работать приходится практически в условиях правового вакуума. До сих пор не внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, закрепляющие функции Росрегистрации на законодательном уровне. Проект, внесенный Минюстом России в Правительство Российской Федерации в апреле этого года, на днях вернулся на доработку в связи с замечаниями Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В настоящее время Росрегистрации работает над ним совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Не утверждены пока изменения в приказы Минюста России о конкурсе, стажировке, квалификационной комиссии, принятые правлением ФНП 28 февраля этого года и направленные Росрегистрацией в Минюст России.
Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить правление Федеральной нотариальной палаты за это решение, которое принималось непросто, в бурных дискуссиях, но которое, на мой взгляд, является верным и по букве, и по существу.
По существу - потому, что мы с вами не можем из-за пробелов в нашем законодательстве парализовать работу всего нотариата и оставить граждан без нотариальной помощи. А по букве потому, что Росрегистрация наделена своими функциями в области нотариата без всяких отсрочек и условий Президентом Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе передавать полномочия от одного федерального органа исполнительной власти другому. Поэтому Федеральная регистрационная служба обязана и будет исполнять свои функции. Хотя мы, конечно, так же как и вы, заинтересованы в скорейшем внесении соответствующих изменений в Основы.
Но еще больше все мы заинтересованы в принятии целостного, отвечающего современным реалиям, закона о нотариате. Основы, образно выражаясь, трещат по швам. Их очень хочется исправить. Но мы полагаем, что исправлять надо комплексно, решая все вопросы в едином ключе. Внесение изменений, направленных на урегулирование какой-то одной проблемы, вряд ли исправит ситуацию, скорее, напротив, еще более ее усложнит.
К сожалению, есть и другие точки зрения. Например, сейчас активно обсуждается проект, предусматривающий установление только минимальной численности нотариусов в нотариальном округе. Федеральная регистрационная служба не поддерживает этот проект. По нашему мнению, он приведет к коммерциализации нотариата, нивелированию его публично-правовой сущности.
К сожалению, то, что нотариат – это публично-правовой институт, сегодня приходится доказывать на разных уровнях. Полагаю, что ответственность за это во многом лежит на самом нотариальном сообществе. Не прекращают поступать в органы государственной власти жалобы на деятельность нотариата, причем существенная часть этих жалоб вызвана неуважительным отношением нотариусов к гражданам или ненадлежащей организацией работы нотариальной конторы. То есть, теми причинами, которые легко устранимы, если к людям просто относиться по-человечески, предусматривать удобный для населения график приема, создавать приемлемые условия для посетителей. Иными словами, если понимать, что это нотариус существует для гражданина, а не наоборот.
И здесь велика роль органов нотариального сообщества, которые должны координировать деятельность нотариальных палат и нотариусов, вырабатывать высокие стандарты отношения нотариусов к исполнению своих профессиональных обязанностей и добиваться их исполнения.
Вынуждена отметить, что некоторые решения, принятые сообществом в последнее время, мало способствуют формированию положительного образа нотариата в общественном сознании. Я имею в виду рекомендации, которые были утверждены Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 10 декабря 2004 г. по применению Федерального закона № 127-ФЗ. Рекомендовать нотариусам отказывать гражданам в предоставлении льгот, и толкать их в пучины судебных процессов, на мой взгляд, не самое достойное решение для публично-правового института. Особенно непродуманным оно представляется на фоне общей непростой ситуации, связанной с монетизацией льгот.
Федеральная регистрационная служба полагает, что, безусловно, нотариусы, как и все граждане Российской Федерации, имеют право на вознаграждение за труд и законодательством должен быть предусмотрен механизм компенсации убытков, понесенных частнопрактикующими нотариусами в связи с реализацией предоставленных государством физическим и юридическим лицам льгот при совершении нотариальных действий. Однако эта проблема не должна решаться за счет граждан. Это вопрос, который нужно регулировать на законодательном уровне, поэтому Росрегистрация направила в Минюст России соответствующий законопроект и готова и дальше работать в этом направлении.
Шквал жалоб и обращений вызвали также рекомендации Собрания об определении стоимости имущества. В настоящее время получены разъяснения Министерства финансов Российской Федерации, согласно которым стоимость недвижимого имущества, в отношении которого наследство открылось до 1 января 2005 г., следует определять исходя из инвентаризационной стоимости. Что касается наследственных дел, которые были открыты после 1 января 2005 г., то плательщик государственной пошлины вправе воспользоваться на выбор как рыночной стоимостью, определяемой организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности (независящими оценщиками), так и инвентаризационной стоимостью, определяемой организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества.
Поскольку в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации полномочия давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлены только Минфину, полагаю необходимым скорректировать рекомендации Собрания с разъяснениями Минфина.
В дальнейшем же очень хочется надеяться на более взвешенные решения нотариального сообщества. Еще раз подчеркиваю, что Федеральная регистрационная служба нацелена на постоянное и конструктивное сотрудничество и готова отстаивать интересы нотариата, если эти интересы законны, обоснованны и не идут вразрез с предназначением этого института и интересами общества.
Еще на одной проблеме, вызванной недавними изменениями в законодательстве, хотелось бы остановиться. С этого года признана утратившей силу часть пятая статьи 23 Основ, предусматривавшая финансирование государственных нотариальных контор из федерального бюджета. Согласно разъяснениям Минфина, финансирование ГНК должно осуществляться субъектами Российской Федерации. В то же время четкой формулировки об отнесении финансирования ГНК к обязанностям субъектов в законодательстве нет. Из-за неурегулированности этого вопроса сокращается число государственных нотариальных контор, а это, в свою очередь, приводит к тому, что население труднодоступных и малонаселенных районов остается без нотариальной помощи. Вопрос стоит достаточно остро. Полагаю, что выработка механизма обеспечения населения таких районов помощью нотариуса, возможно через компенсацию затрат нотариусов и выравнивания их доходов со стороны нотариальных палат, должна стать одним из первоочередных вопросов, которые новому составу правления ФНП и Росрегистрации следует обсудить в ближайшее время.
Помимо вышесказанного нам предстоит разработать целый ряд нормативных актов Минюста России и ФНП, решить вопросы организации нотариальных архивов и их сохранности, и сделать еще очень, очень много.
Но это нужно делать, потому что нотариат должен по достоинству занять одно из важнейших мест в системе защиты прав и законных интересов граждан и организаций и стать неотъемлемым элементом правовой политики государства.
Желаю Собранию плодотворной работы, а вновь избранным органам нотариального сообщества – успехов в осуществлении стоящих перед ним задач! |