13 июля 2005 г. на вопросы ведущей программы «Моссовет» радиокомпании «Маяк 24» Марины Перелешиной отвечал начальник отдела регистрации Управления государственной регистрации прав на недвижимость Федеральной регистрационной службы В.И. Коновалов.
Сегодня мы будем говорить о регистрации прав на недвижимость в Москве. У нас в гостях начальник отдела управления регистрации Федеральной регистрационной службы Владимир Иванович Коновалов.
- 1 января 2005 г. прошла реорганизация Федеральной регистрационной службы, соответственно, очень много изменений. И, может быть, поэтому сейчас возник такой ажиотаж по поводу регистрации. К тому же еще и Жилищный кодекс входит в силу, и у людей очень много вопросов по этому поводу. Давайте сначала поговорим о самой реорганизации. Каково право преемственности, что входит в вашу компетенцию? И что мы можем с вас спрашивать, о чем можем умолчать?
Коноваров: Действительно, с 1 января 2005 года в силу больших изменений в законодательстве, в том числе в законодательстве о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произошла реорганизация системы органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость на всей территории Российской Федерации. Многие знают, что система государственной регистрации прав в стране была создана в исполнение Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Закон был принят 21 июля 1997 года, но вступил одновременно в силу на территории Российской Федерации с 31 января 1998 года. Эта дата во многом является ключевой, пограничной датой. Почему? Потому что именно после этой даты государство во многом связало возникновение у граждан, у юридических лиц вещных прав на объекты недвижимости с моментом их государственной регистрации.
Была ли государственная регистрация до 31 января 1998 года? Конечно, была. Мы имеем домики в садоводческих, дачных товариществах. Мы имеем дома в поселках и сельских поселениях. И, естественно, регистрация была и до этой даты. Об этом и закон упоминает. В 6-й статье закона о регистрации говорится, что все ранее возникшие права на объекты недвижимости признаются государством и никакой перерегистрации не требуют, поскольку сама регистрация носит заявительный характер. Она может быть осуществлена, но только по желанию правообладателя. И наоборот, права, которые возникали у граждан с 31 января 1998 года, подлежали обязательной регистрации в соответствующих государственных органах. В силу этого закона в стране в период с 1998-го до 1 января 2000 года фактически были созданы в 89 субъектах учреждения юстиции по государственной регистрации прав на территориях субъектов и филиалы учреждений на территориях городов и районов, совпадающих с границами муниципальных образований. То есть система была во исполнение закона создана. И она функционировала с 1998-го по 2004 год.
Но новый уровень реформ последовавших, особенно административной реформы, связанной с установлением разделения функций и полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов и муниципальными образованиями и органами местного самоуправления, потребовал внесения поправок, в том числе и в наш закон. Мы говорим о том, что с 1 января все ранее созданные учреждения юстиции перешли в федеральную собственность. И теперь существует в стране единая федеральная вертикаль. В городах, районах и административных округах города Москвы по-прежнему продолжают действовать отделы регистрационные. На территории города Москвы и Московской области сегодня вместо Московской областной регистрационной палаты и Мосрегистрации существуют Главное управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве, самостоятельное главное управление, и по Московской области соответственно самостоятельное управление. Федеральным уполномоченным органом в системе регистрации прав на недвижимость является Федеральная регистрационная служба, которую я и представляю.
При этом надо сказать о том, что созданные территориальные органы, они действительно являются правопреемниками ранее существовавших учреждений. Все, что регистрировали учреждения юстиции в период с 1998 по 2004 гг., все это законно, никакой перерегистрации не требует, потому что и правила ведения реестра, и выдаваемые свидетельства, они были едины для всей Российской Федерации. И, несмотря на то, что учреждения юстиции были областными, как мы говорим, госорганами субъекта, тем не менее существовавшая процедура, она была единая для всей России. Поэтому мы сегодня говорим только о прошедшей реорганизации и правопреемстве. То есть теперь система регистрирующих органов продолжает работать, она не с нуля действует, а на основе богатого опыта. А надо сказать, что по состоянию на 1 января 2005 года в стране в целом было совершено порядка 48 миллионов регистрационных действий. Из них можно говорить о регистрации приблизительно 15-16 миллионов сделок, и порядка 32 миллионов действий приходится на регистрацию прав граждан и юридических лиц. Лидерами среди субъектов по количеству совершаемых регистрационных действий как среди граждан, так и среди юридических лиц являются Московская область и город Москва.
- Когда идет разговор о реорганизации, то населению представляется, что это просто меняется вывеска.
Коноваров: Я уже говорил, что существовавшие учреждения юстиции по государственной регистрации прав, они являлись по правовому положению, по статусу государственными органами субъектов Российской Федерации. Теперь целый ряд вопросов, связанных с организацией деятельности территориальных органов, с размером платы, с ускоренными сроками, с порядком назначения государственных регистраторов, регулируются исключительно федеральными законами, которые не требуют никакой корректировки на уровне субъектов.
- Нам все время говорят, что незаконные сделки с недвижимостью возможны именно потому, что нет единой системы. Вместе с тем в Московской области сейчас существует некая общая компьютерная база, и, коль скоро на сделки с недвижимостью Регистрационная палата или регистрационное управление принимает документы, значит, квартира в порядке. А вот в Москве такая система не существует, по России она не существует. Что нужно сделать для того, чтобы была какая-то единая система, чтобы мы понимали, что, если Регистрационная палата выдает свидетельство на собственность, эта квартира не принадлежит еще пяти лицам, с человека будут правильно взиматься налоги? Когда-либо будет создана некая система, или она так и будет хаотично развиваться?
Коноваров: Это одна из задач федеральной службы, потому что в статье 10 Федерального закона о государственной регистрации прав впрямую записано среди тех задач, которые возложены на службу, создание и обеспечение единого государственного реестра прав в электронном виде. А кроме того, именно Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы обеспечивают соблюдение органами по госрегистрации правил ведения единого государственного реестра прав. И здесь надо отметить, что само понятие государственной регистрации, оно закреплено в статье 2 и подчеркивает, что именно государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, обременения, перехода или прекращения прав в соответствии с Гражданским кодексом. Именно государственная регистрация является единственным доказательством существования ранее зарегистрированного права.
Говоря об ответственности, я могу добавить, что именно после совершившейся реорганизации системы с 1 января 2005 года в наш Федеральный закон о госрегистрации введена новая статья (31 "прим"), которая предусматривает основания выплаты Российской Федерацией компенсаций за утрату права собственности на жилое помещение. То есть сам федеральный закон впрямую прописал ответственность именно Российской Федерации, не органов местного самоуправления, не субъекта, а Российской Федерации.
- То есть если выдано свидетельство о собственности на ту или иную квартиру, участок, а человек вдруг выясняет, что образовались какие-то новые жильцы, соседи по площади?
Коноваров: Да, закон-то и предусмотрел и в 30-й, и в 31-й статье, что вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими госрегистрацию, возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе в результате внесения в единый государственный реестр не соответствующих закону или иному правовому акту правоустанавливающих документов, возмещается за счет казны Российской Федерации. И закон тут же в статье 31 "прим" устанавливает сумму: до миллиона рублей.
- То есть это не та сумма, за которую человек купил квартиру?
Коноваров: Нет. К сожалению, можно говорить о том, что он возмещается в том реальном размере, в котором гражданин в результате действий, о которых я сказал, понес ущерб, но при этом не может превышать миллион рублей. Но - если это вина именно регистрирующего органа. Тут может быть вина и недобросовестных застройщиков, всевозможных органов, которые участвуют в подготовке документов на регистрацию. Здесь закон будет персонально устанавливать ответственность каждого такого органа, действующего на рынке недвижимости.
- В последнее время появились случаи, когда люди действительно не могут оформить право собственности в новостройках. Это связано со множеством причин. Причем это касается как приобретателей частного жилья, так и тех людей, которые организовывают кафе, рестораны, магазины, поликлиники в подвальных помещениях. То есть все документы есть, а собственность они оформить не могут, соответственно, не могут открыть. Они несут колоссальные убытки. Как говорят, это связано с тем, что меняется хозяин этого самого дома. И что здесь может сделать ваше ведомство?
Коноваров: Я хочу обратить внимание радиослушателей, что действительно в конце прошлого года был принят целый блок новых федеральных законов, внесены многочисленные поправки в действующие законы. И направлены прежде всего эти поправки и новые законы на защиту прав потребителя, на защиту прав участника долевого строительства в объектах недвижимости. Хотелось бы обратить внимание прежде всего на Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". (Для интересующихся: он подписан президентом 30 декабря 2004 года, порядковый номер 214-ФЗ. Вступил в силу на территории Российской Федерации с 1 апреля 2005 года.) Что меняется в соответствии с этим законом? Прежде так называемые договора на участие в долевом строительстве объекта недвижимости, они не подлежали регистрации и являлись по сути двусторонним документом между инвестором (застройщиком) и заказчиком дома. И по сути дела государство не отслеживало процесс на этапе возведения жилого дома, то, как меняются эти договора, насколько реально они заключаются, насколько они соответствуют общему количеству квартир в этом доме. В этой связи действительно пресса нам довольно часто описывала случаи, при которых в доме-новостройке вдруг на конкретную квартиру оказывалось 3-4 заключенных договора. Понятно, что в этой ситуации в лучшем случае право собственности на конкретную квартиру в таком доме получал один застройщик. Права собственности трех других не могли быть удостоверены либо удостоверялись в судебном порядке, и в лучшем случае они могли рассчитывать на некую компенсацию.
- А когда все в порядке, никто не претендует, но и оформить не могут люди? Более того, даже если оформили или частично оформили, они не могут регистрацию себе сделать, прописаться не могут. Со старой площади они выписались. И это люди, которые висят в воздухе. Здесь целый спектр проблем у людей возникает.
Коноваров: Теперь в силу того, что такой договор подлежит обязательной регистрации, внесена соответствующая статья (25 "прим") в Федеральный закон о государственной регистрации прав - о порядке госрегистрации договоров долевого участия, - я хотел бы в этой ситуации обратить внимание прежде всего на ответственность обеих сторон, которые не исполняют обязательства по договору. Я хотел бы обратить внимание радиослушателей, что, заключая такой договор, вы должны внимательно посмотреть условия, которые должны быть в обязательном порядке прописаны в договоре. Ибо при отсутствии этих условий такой договор по сути считается не заключенным. В первую очередь договор должен содержать описание конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства частнику, цену, сроки и порядок ее уплаты. И четвертое - гарантийный срок на объект долевого строительства.
- К нам пришло письмо от Людмилы Александровны. Она не может оформить квартиру. Оформление квартиры идет с февраля 2003 года, обещают каждую осень. Но при этом за техобслуживание люди продолжают платить, если они не платят, то им приходит постановление суда и так далее. Как это может быть? За квартиру, за коммунальные услуги они должны платить, а собственниками они не являются, оформить не могут. К кому обращаться?
Коноваров: В любом случае мы говорим о доме, введенном в эксплуатацию. Есть акт ввода в эксплуатацию этого жилого дома. И, естественно, есть правообладатель. В данном случае, судя по всему, таким правообладателем является застройщик дома, который заключал эти договоры на долевое участие. Здесь заявитель, который обратился с таким вопросом, вправе обратиться в регистрирующий орган, в данном случае в наше главное управление по Москве, за получением выписки из единого государственного реестра прав. Заплатив 100 рублей, в течение пяти дней эту выписку получит, где увидит, когда и на каком праве, кто зарегистрировал свои права в этом доме. И если выясняется, что владельцем всего этого введенного в эксплуатацию дома является собственник, то, соответственно, и обязательства должны быть другие по содержанию дома у тех, кто реально пользуются помещениями, но при этом не являются собственниками, и это совершенно другой договор должен быть с эксплуатирующей организацией. В данном случае, я думаю, вина лежит полностью на застройщике, который не исполняет свои обязательства. И в этом случае полагаю, что требования полной компенсации за техническое обслуживание мест общего пользования, всего дома с уважаемого заявителя, они неправомерны со стороны ДЕЗа. Но это надо подтвердить документом. Ситуация из вопроса неясна.
- У людей совершенно определенная позиция по этому поводу: у нас законы каждый день меняются, только не в пользу нашего кармана, а в пользу чиновников. Те, кто оформлял квартиры, говорят, что приходится давать взятки направо и налево, и тогда эти сложные вопросы решаются быстрее и проще. Естественно, появилось невероятное количество фирм, которые предлагают свои услуги в этой сфере. Платишь, и тогда тебе все вовремя оформляют. А почему бы не создать систему стряпчих, людей, которые при этом органе, которые понимают, как это делать, которые все разъяснят, но будут на службе и будут получать законно эти деньги. |