Бюрократы больше не смогут помешать “садовой амнистии”
Деловой завтрак
Александр Скрипов
Челябинская область
Нашумевшее решение Конституционного суда, разрешившее прописку на садовых
участках, и особенности дачной амнистии на Южном Урале стали главными темами <Делового завтрака> с Игорем Цыганашом, руководителем управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области.
Российская газета | Конституционный суд разрешил гражданам прописку в дачных домах. Интересно ваше мнение как специалиста, как это будет исполнено на местах - у нас на Южном Урале?
Игорь Цыганаш | Как юрист, особых проблем я не предвижу. Люди ведь живут у нас в разных условиях: одни в городах, но в домах барачного типа. Другие - за городом, на садовых участках, в новых трехэтажных коттеджах, где есть все условия для полноценной жизни. Возникает естественный вопрос: почему в первом случае людей прописывают, а во втором - нет? На мой взгляд, Конституционный суд разрешил то, что уже существует. А право и должно отражать реалии жизни. Точно так же и любой законодательный запрет должен быть обоснованным.
РГ | Наша читательница Людмила Шахова (сад <Мичуринец>) спрашивает: не нужны ли дополнительные документы для прописки в садовом доме, если приватизация проведена без межевания, с согласия соседей?
Цыганаш | Интересный вопрос. Для того чтобы прописаться в садовом доме, сначала надо будет дождаться соответствующих поправок в статью 1 Федерального закона <О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях>. По закону такие поправки должны быть приняты законодателем в течение шести месяцев со дня вынесения постановления Конституционным судом.
Очевидно, к этому времени появится и механизм реализации закона. Далее - в установленном законом порядке перевести помещение из нежилого в жилое. А потом добро пожаловать к нам в ФРС. Мы регистрируем право собственности, теперь уже на жилое помещение - и можно прописываться в миграционной службе, по месту нахождения садового участка.
Час пик для ФРС
РГ | Игорь Николаевич, как вы решаете проблему очередей?
Цыганаш | Оказалось, наши пиковые часы - это первая половина понедельника. И тут ничего не поделаешь, наши люди по традиции начинают <новую жизнь> с понедельника. Можно просто посоветовать гражданам выбрать другое время. Что мы конкретно сделали для сокращения очередей? Прежде всего старались ускорить процесс прохождения документов. С ноября мы в добровольном порядке снизили предельный срок регистрации прав граждан в рамках закона о дачной амнистии с десяти до пяти дней. И это реально получилось! Наше федеральное управление одно из немногих в регионе
работает по субботам, до 15 часов. Кстати, в будние дни - вторник и четверг - наши сотрудники принимают заявителей до 19 часов, поэтому часть граждан может успеть решить свои вопросы в нерабочее время. Могу сказать, что количество окон для приема документов в Челябинске, где сосредоточено наибольшее количество садоводов, увеличилось за год с 33 до 42. Нам навстречу пошла мэрия Челябинска, выделив помещения на ЧМЗ и в Ленинском районе. Если говорить в целом по области, то у нас имеется 131 окно приема документов. Мы считаем, что этого недостаточно. Будем работать в этом направлении, хотя это бывает непросто. Некоторые главы не хотят делиться <своими> помещениями, хотя в конечном счете все делается для блага проживающих на подведомственной им территории граждан.
РГ | И вы готовы назвать их фамилии?
Цыганаш | Нет, не готов. Предпочитаю договариваться, а не критиковать с газетной трибуны.
РГ | Пенсионер Сергей Филин интересуется: имеет ли смысл обращаться к услугам коммерсантов, частных фирм, которые предлагают свою помощь в приватизации садовых участков?
Цыганаш | Если мы говорим о регистрации прав собственника в рамках дачной амнистии, то обращаться к кому-то за помощью я бы не рекомендовал. Лучше напрямую к нам - в ФРС.
По долгу службы я вместе со специалистами летом выезжаю непосредственно в садовые товарищества. Мы проводим так называемый День юстиции, рассказываем о своей службе, раздаем методическую литературу, отвечаем на вопросы, выслушиваем проблемы, с которыми сталкиваются садоводы. Но находятся предприимчивые структуры, которые берут деньги за заполнение деклараций, оказывают иную консультационную <помощь> за далеко не символические деньги, хотя нашим управлением все это предоставляется бесплатно.
РГ | Кстати, сколько стоит регистрация прав гражданина в рамках дачной амнистии?
Цыганаш | За государственную регистрацию Налоговым кодексом установлена госпошлина в размере 100 рублей. А если говорить про оплату за межевание земельных участков, подготовку документов учетными и другими организациями, то общая сумма расходов не должна превысить трех-четырех тысяч рублей.
Амнистия без проблем?
РГ | Существуют ли сегодня какие-то препятствия в реализации дачной амнистии?
Цыганаш | В начале, осенью 2006 года, когда закон только вводился в действие, не скрою, такие препятствия были. Почти все они ликвидированы.
Закон находится под особым контролем полномочного представителя по УрФО, мы регулярно отчитываемся перед областными властями о своей работе. Если есть документы, то любой садовод может без особых проблем оформить свой участок в собственность.
РГ | Но если мы напишем, что все вопросы, связанные с дачной амнистией, успешно решены, нам не поверят:
Цыганаш | Проблемы, конечно, есть. Но они носят законодательный характер.
Так, к примеру, за рамками дачной амнистии остались сельские постройки, так называемые дома усадебного типа, которые квалифицируются законом как <многоквартирные жилые дома>. Хотя все родовые признаки индивидуальных домов налицо: и земельные участки, и ведение на них хозяйства. На мой взгляд, законодателям ничто не мешает включить эти сельские дома в список объектов, подпадающих под действие дачной амнистии. Это было бы справедливо. Все свои предложения мы передали одному из отцов-основателей закона о дачной амнистии Павлу Крашенинникову. Надеемся, Государственная Дума примет эти поправки.
РГ | Довольны ли вы итогами дачной амнистии на Южном Урале?
Цыганаш | Могу отметить лишь один факт: по темпам дачной амнистии мы находимся на устойчивом первом месте среди всех регионов Уральского федерального округа. С момента введения в действие закона об упрощенном порядке оформления в собственность зарегистрировано около 50 тысяч прав, в том числе 16 тысяч на садовые участки. Это довольно большая цифра, если учесть, что из 400 тысяч участков, подпадающих под дачную амнистию, 380 тысяч уже имели регистрацию. А дальнейшие темпы дачной амнистии во многом будут зависеть от активности самих граждан.
Интернет в помощь
РГ | Наталья Иванова из Челябинска спрашивает: какие документы требуются для оформления участка в собственность в рамках дачной амнистии?
Цыганаш | Необходим документ, устанавливающий или удостоверяющий право на землю. Это могут быть и документы предыдущих собственников, если объект, расположенный на этом участке, находится в вашей собственности. Для приватизации также необходим кадастровый план участка, плюс декларация на садовый домик, если такой имеется. И все - можно идти к нам на регистрацию.
Это мы говорим о стандартном случае, когда садовод самостоятельно приватизирует участок. Бывают ситуации сложнее, когда еще в советское время, с пятидесятых годов, сады выделялись в общую коллективную собственность, а потом, через несколько десятков лет, их начали делить. И тут выясняется, что кто-то уже умер, другие уехали, третьи продали или подарили участок без оформления каких-либо документов. В этом случае деление собственности происходит по обоюдному согласию сторон. Инициативной группе надо готовить собрание всех участников долевой собственности и договариваться. Если не получается, садовод обращается в суд, решение которого заменит документ о праве на землю. И таких прецедентов было немало. Поэтому не нужно бояться обращаться в суд.
РГ | А если документ о праве на участок потерян?
Цыганаш | Тогда подойдет дубликат. Сведения о садовых товариществах должны храниться в архивах органов местного самоуправления. Поэтому обращайтесь туда. Можно копию документа, заверенную архивом.
РГ | Многие наши читатели интересовались, могут ли они получить бесплатную консультацию специалистов регистрационной службы.
Цыганаш | Что касается бесплатных консультаций, их можно получить у наших специалистов в окнах приема документов. В Челябинске, на Елькина, 85 - в кабинете ? 102, отведенном специально для консультаций или в консультационном окне ? 16. Но прежде чем спрашивать - обратите внимание на информационные стенды, которые есть в каждом пункте приема документов. Мы старались в доступной форме изложить алгоритм действий. Кроме того, садоводы всю интересующую информацию по этому вопросу могут найти в Интернете, на сайте нашего управления (www.frs74.ru).
В дверь или в окно
РГ | Игорь Николаевич, в свое время много говорилось о системе <одного окна>. Удалось ли вам реально наладить работу по этому принципу?
Цыганаш | Надо честно сказать, что стройно работающей системы <одного окна> пока нет. Это сделать непросто, поскольку все ведомства находятся в разных зданиях. А найти большое помещение в центре крупного города всегда проблема.
Но есть стремление улучшить свою работу, сделать ее удобной для наших граждан. Более реальный вариант - наладить работу по принципу <одни двери>.
Этот проект был реализован еще в 2003 году в Новом Уренгое, где я тогда работал. Вместе с мэром Нового Уренгоя мы объединили под одной крышей органы приватизации, нотариусов и БТИ. Новшеством остались довольны как представители ведомств, так и рядовые граждане. Надеюсь, такая система приживется и в Челябинске. Во всяком случае мы гарантируем свое присутствие в подобных центрах, о чем и подписали соответствующее соглашение с областью.
РГ | На прошлой неделе в Коркино открылся первый в области многофункциональный центр по оказанию государственных услуг:
Цыганаш | Мы можем только приветствовать это начинание региональных властей. Вот это прообраз системы <одного окна>, и мы с удовольствием участвуем в проекте. Здесь уже работают специалисты Коркинского отдела нашего управления, которые будут принимать документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдавать по запросам заявителей информацию из Единого государственного реестра прав. Если у заявителя неполный пакет документов, то сотрудники центра возьмут их подготовку, все межведомственные согласования на себя и гражданам не придется обивать пороги различных ведомств. Центр будет обслуживать около 70 тысяч населения Коркино и ближайших поселков. Надеемся, что такие центры со временем появятся и в крупных городах - Челябинске, Магнитогорске. |