г. Страсбург 17 декабря 2007 года
Уважаемая миссис Ошгер, дамы и господа,
Предложенная организаторами повестка дня этого заседания свидетельствует о серьезных намерениях Конференции неправительственных некоммерческих организаций Совета Европы развивать дальнейшее взаимодействие с гражданским обществом Российской Федерации и органами государственной власти России.
Для Российского государства, провозгласившего высшей ценностью человека, его права и свободы, очень важно иметь ориентиры для достижения этой цели. Одним из ориентиров и примеров динамичного развития общественных отношений в странах Европы является деятельность Конференции неправительственных организаций Совета Европы.
Эти намерения подтверждены активными действиями руководителей Конференции по изучению и анализу ситуации по созданию, государственной регистрации и контролю деятельности некоммерческих неправительственных организаций в России. При этом положение дел в данной сфере изучается экспертами Конференции всесторонне: как с позиции неправительственных организаций, так и с позиции представителей власти. Особо хочу отметить большой вклад в эту работу миссис Ошгер.
В уходящем 2007 году работники Федеральной регистрационной службы и её территориальных органов 4 раза встречались с представителями Конференции и Совета Европы на мероприятиях, проводимых российскими неправительственными организациями, и имели возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. Кроме того, Конференция второй раз представляет свою трибуну для выступления представителю Росрегистрации.
Я благодарю вас, господа, за предоставленную мне возможность обсудить вместе с вами тему сегодняшнего заседания.
При подготовке своего выступления, я изучил большое количество материалов, касающихся деятельности Федеральной регистрационной службы по реализации Федерального закона «О некоммерческих организациях». Это документы Общественной палаты Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества, выступления в прессе представителей правозащитных организаций. Проанализировал итоги своих встреч с миссис Ошгер и представителями Конференции, встреч с представителями российских неправительственных организаций. Еще раз просмотрел статистические показатели деятельности территориальных органов Росрегистрации и сделал вывод, что в целом работа Федеральной регистрационной службы по исполнению этих важнейших функций в уходящем 2007 году заслуживает положительной оценки.
Чтобы вы не посчитали этот вывод преждевременным, я постараюсь обосновать его и надеюсь, что те аргументы и факты, которые я здесь приведу, смогут доказать вам обоснованность моего утверждения.
1. За 11 месяцев 2007 года Росрегистрацией зарегистрировано 8 718 новых неправительственных организаций, из них около 30% это общественные объединения.
Всего же Росрегистрацией принято около 62 000 решений о государственной регистрации неправительственных организаций. Это решения о создании, реорганизации, внесении изменений в учредительные документы, изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Сравните: в 2006 году было принято почти 32 000 решений.
Этот факт говорит о высокой активности гражданского общества, о желании людей к объединению для достижения определенных целей. И Росрегистрация помогает им в их стремлении. Чем? - спросите вы. И я приведу второй аргумент.
2. Процент отказов в государственной регистрации сократился с 17%, о которых я говорил вам на нашей с вами апрельской встрече, до 14% на 1 декабря 2007 года. Из них 4 % отказов - это доля товариществ собственников жилья и садоводческих товариществ и партнерств. Если вас заинтересует, почему при регистрации этих видов НПО большой процент отказов, я готов рассказать об этом дополнительно.
Снижению количества отказов предшествовала значительная работа Росрегистрации по разъяснению действующего законодательства об НПО. Рабочая группа Росрегистрации, в составе которой работали более 10 представителей НПО (среди них А. Аузан, О. Зыков), разработала методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых на регистрацию, и отчетов НПО. Во всех без исключения территориальных органах Федеральной регистрационной службы, а их у нас 77 управлений, разработаны памятки о том, как создать и зарегистрировать НПО. Эти памятки распространяются свободно среди тех, кто обращается в Росрегистрацию с вопросами создания НПО. Во всех управлениях оформлены стенды с необходимой информацией для регистрации и последующей деятельности НПО. Кроме того, Министерством юстиции утверждены и с начала года действуют Административные регламенты по исполнению государственной функции по регистрации НПО. Создан общественный Совет.
Все обратившиеся в Росрегистрацию письменно и по электронной почте с вопросами, касающимися данной сферы деятельности, получили и получают исчерпывающие ответы, в основе которых лежит правоприменительная, в том числе и судебная практика. А это тысячи обращений. В Росрегистрации и практически во всех теририториальных органах на сайтах создана страница вопрос - ответ, которые обновляются по мере поступления вопросов. И все это легко проверить. Посетите наши сайты или придите в любое наше управление. Поэтому всех нас удивляет утверждение некоторых правозащитников о неясности многих положений закона о НПО. Кстати ни один из присутствующих здесь правозащитников ни разу не обратился за какого-либо рода консультацией по действующему закону. Отсюда вывод: всем все ясно.
3. Из 10 029 решений об отказе в государственной регистрации, за 11 месяцев этого года неправительственными организациями было обжаловано в судебном порядке всего 110 отказов, и 78 жалоб на отказы территориальных органов поступило в Федеральную регистрационную службу. Это 1,7%. При этом, из 188 было признано обоснованными 20 жалоб, что составляет 11% (16/4) или 0,19% от всех отказов. Это естественный процесс, когда при разном понимании тех или иных положений закона окончательную точку ставит суд. В то же время, эти минимальные проценты удовлетворенных судом жалоб говорят о высоком профессиональном уровне работников Росрегистрации. В 1 квартале 2008 года мы намерены провести анализ судебной практики по применению норм закона о НКО, довести его до сведения своих территориальных органов и разместить на сайте Росрегистрации для широкого круга пользователей.
4. В реестр филиалов и представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций на 1 декабря 2007 года внесены сведения о 239 филиалах и представительств, при этом ни один отказ Федеральной регистрационной службы во внесении в реестр не обжаловался. Позволю себе обратить ваше внимание на то, что перечень документов прилагаемых к уведомлению о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, состоит из 5-ти пунктов и не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, сведения об их создании вносятся в реестр бесплатно.
Теперь несколько слов о контрольных функциях Федеральной регистрационной службы.
1. Второй год Федеральная регистрационная служба до наступления следующего календарного года размещает на своем сайте план проверок на некоммерческих организаций. Например, план проверок на 2008 год размещен на сайте в начале ноября. Кроме того, в соответствии с утвержденным Министерством юстиции России Административным регламентом по проведеню проверок, не менее чем за 5 рабочих дней до проведения проверки, в организацию направляется уведомление о проведении проверки с перечнем необходимых для ее проведения документов. Цель этих проверок: контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Поэтому любое утверждение о том, что действия Росрегистрации в отношении проверок НПО произвольны и непредсказуемы, является дезинформацией.
2. Количество проверок по сравнению с 2006 годом сократилось в два раза. Если в 2006 году проведено почти 25 000 проверок, то за 11 месяцев текущего года проведено 10 950 проверок. В то же время увеличилось количество проверок расходования неправительственными организациями денежных средств.
И это вполне обоснованно. Государство и его граждане имеют право знать, куда и как расходуются эти деньги и используется имущество. Эту необходимость диктует еще и то обстоятельство, что российские некоммерческие организации крайне неохотно знакомят граждан с информацией об использовании своего имущества, в том числе и денег, тем самым нарушая требования закона.
Я думаю, что присутствующим в этом зале будет интересно знать о финансовой стороне деятельности российских НПО. По данным на 1 августа 2007 года, 36 процентами НПО, сдавшими отчеты за 2006 год, за исключением общественных и религиозных объединений, израсходовано в том же 2006 году 427 722 287 тыс. руб. или почти 11 880 000 000 евро. Общие поступления от иностранных инвесторов составили свыше 19 925 000 тыс. руб. или 553 500 000 евро. Это годовой бюджет одного из субъектов Российской Федерации – Волгоградской области с населением 2,5 млн. человек. Почти половина всех иностранных поступлений приходится на долю общественных объединений.
Не иначе, как попыткой ввести в заблуждение общество относительно иностранного финансирования можно расценить слова Павла Чикова, руководителя Межрегиональной ассоциация правозащитных организаций «Агора» - «Все иностранные и международные благотворительные организации, которые финансируют деятельность НКО в России, утверждены Правительством РФ». Интервью 31.10.2007г. Раздел «Люди-новости» еженедельной городской газеты АБАКАН от 01.11.2007 г.
Поэтому я приветствую предложение некоторых членов Совета при Президенте Российской Федерации (А. Аузана) об установлении общественного контроля за деятельностью неправительственных организаций и открытой публикации их отчетов. В настоящее время нами и Общественной палатой Российской Федерации ведется работа по данной тематике.
В апреле этого года я говорил о том, что Росрегистрация планирует разработать критерии отбора некоммерческих организаций, подлежащих проверке. Чтобы нас в очередной раз не обвинили в предвзятости, мы обратились к более чем полутора десятка экспертов, представляющих различные группы НПО, с предложением определить свои критерии отбора. Как это не печально, свои пожелания высказали только пять человек и только трое из них приняли участие в их обсуждении. При этом они в основном поддержали позицию Росрегистрации (Д. Милославская, Е. Сутормина).
Из этого можно сделать еще один вывод. Положение дел в сфере исполнения Росрегистрацией контрольных функций удовлетворяет большинство НПО, и отсутствует какая – либо причина его менять.
Федеральная служба одна из самых открытых структур среди государственных органов исполнительной власти России. Сведения о ее деятельности в данной сфере неоднократно представлялись в различные институты гражданского общества Российской Федерации и представителям Конференции. Мы принимаем самое активное участие в обсуждении вопросов реализации положений закона о НПО и готовы рассматривать любые конструктивные предложения. При этом мы исходим из того, что и наши оппоненты, в лице некоторых руководителей правозащитных организаций, должны вести себя подобающим образом, а не заниматься в угоду финансовым спонсорам надуванием из мухи слона. Я никогда не смогу понять действий присутствующего здесь человека, учредившего и возглавляющего одну коммерческую, две некоммерческие правозащитные организации, одна из которых некоммерческое партнерство, а другая фонд, в нарушении закона не публикующий отчет об использовании своего имущества, человека, являющегося, кроме того, руководителем филиала иностранной некоммерческой организации, который на протяжении 10-ти месяцев работал в нарушении закона, не подавая уведомления о внесении в реестр, который постоянно критикует и сам закон о НПО и действия Росрегистрации по его реализации. Хотел бы я знать, может ли гражданин какого-либо государства в Европе мечтать о таких возможностях.
И последний аргумент в пользу моего вывода. Я бы никогда не взял на себя смелость дать такую оценку действиям Росрегистрации, если бы не имел возможности буквально накануне приезда в Страсбург ознакомиться с Анализом воздействия недавних законодательных изменений, касающихся некоммерческих организаций и общественных объединений, подготовленным Международным центром некоммерческого права. Я всем настоятельно рекомендую его изучить.
На 13 из 50-ти страниц этого анализа изложены результаты исследования, сделаны выводы и даны рекомендации.
Эти выводы и рекомендации дают все основания полагать об абсолютном незнании исследователями положений закона о НКО, функций и полномочий Федеральной регистрационной службы. Год назад я бы согласился с некоторыми выводами. Но год это большой срок для тех, кто хотел и изменил ситуацию в лучшую сторону. После дополнительного изучения этого Анализа Росрегистрация готова представить доказательства несостоятельности изложенных в нем выводов. Кроме того, я готов участвовать в его обсуждении в Совете по содействию развитию институтов гражданского общества, членом которого является директор Международного центра некоммерческого права.
И последнее. Если государство в угоду каким–либо неправительственным организациям, которые не представляют мнение большинства НПО и тем более не могут говорить от имени всего гражданского общества, будет бесконечно менять законодательство, это не принесет стабильности всему гражданскому обществу и, соответственно, государству. На апробацию закона нужны годы. Закон – это нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные общественные отношения, и этим все сказано.
В этой ситуации очень важную роль объективного и непредвзятого регулятора взаимоотношений НПО и государства может сыграть Конференция. В рамках проводимого ею мониторинга должны изучаться также и эффективность деятельности НПО в России, в том числе и правозащитных организаций, их объективность в оценке действующего законодательства и деятельности государственных органов.
Было бы очень полезным узнать, какие законы регулируют сферу создания и деятельности НПО в других странах Европы и как они реализуются государственными органами этих стран. Ведь все познается в сравнении.
Поэтому мы очень надеемся на развитие сложившихся с Конференцией отношений и их расширение. |