С 1 января 2005 года указом Президента РФ создана Федеральная регистрационная служба (ФРС) России, ставшая правопреемником существовавшей ранее регистрационной палаты. Соответственно регистрационная палата города Королёва преобразована в отдел Главного управления ФРС по Московской области. Как сказалась такая административная реформа на работе коллектива и на интересах жителей нашего города? Об этом и шёл разговор в беседе с руководителем отдела Людмилой Михайловной СТЕПАНОВОЙ.
— Людмила Михайловна, так что же нового для вашего коллектива и жителей нашего города принесла эта реформа?
— Во-первых, изменился наш статус. Теперь мы стали федеральными служащими, что, с одной стороны, повысило уровень ответственности за нашу работу, а с другой, к сожалению, довольно сильно снизило нашу зарплату. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что преобразования коснулись не только названия, структуры и статуса регистрационного органа. Существенно расширился круг задач, возложенных на вновь организованную регистрационную службу. Теперь помимо собственно государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФРС будет заниматься деятельностью по государственной регистрации общественных и религиозных объединений, осуществлять контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, осуществлять контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Ну и в-третьих, думаю, все это понимают, что любой переходный период редко проходит безболезненно. В нашем случае это выразилось в том, что по разным причинам нас покинули ряд ведущих специалистов (в том числе и государственных регистраторов). Поэтому должно пройти какое-то время, пока набранные молодые сотрудники выйдут на должный уровень, как по профессиональным качествам, так и по быстроте работы с населением. Что касается жителей города, то мы стараемся, чтобы наши перечисленные выше трудности никак не отразились на их интересах.
Очереди, которые граждане занимают ещё с утра, - не одна ли из причин реформирования вашего коллектива?
Действительно, декабрь прошлого и первые месяцы наступившего года выдались очень тяжёлыми и для населения и для нас. Здесь есть ряд причин. Главная, на мой взгляд, в том, что объявленные в прессе временные границы приватизации (согласно вступившему с марта 2005 года Жилищному кодексу - это 1 января 2007 года) вызвали ажиотаж приватизационного процесса: в разы выросло количество желающих приватизировать своё жильё по сравнению, например, с тем же периодом прошлого года. Я для себя это объясняю тем, что наше население, наученное опытом прошлых лет, уже не верит в законность изданных указов и их сроков, поэтому на нас хлынуло в одночасье просто половодье граждан. Приходят даже те, у кого есть документы, зарегистрированные в БТИ, для того, чтобы убедиться, что они ещё действуют. В то же время штат наших сотрудников не увеличился, и, конечно, нам не просто удовлетворить всех желающих сразу. Второй момент, не менее важный и болезненный, приведение в порядок договоров аренды. Некоторые предприниматели не оформляли документы, начиная с 1998 года. Теперь же, по новым правилам, они должны это делать в обязательном порядке. Многие наши потенциальные заявители задают вопрос, почему мы не ведём приём населения каждый день - при этом, мол, уменьшатся очереди. Но мы этого не можем сделать по простой причине. Дело в том, что приём документов - это только видимая часть «айсберга» нашей работы по регистрации собственности. После того как документы приняты и до того как граждане получат свидетельство, проходит целый ряд ответственных и длительных этапов. То есть нам требуется немало времени по обработке документов и поэтому мы ограничиваем время приёма населения. И это притом, что рабочий день наших сотрудников, как правило, заканчивается значительно позже, чем это предусмотрено распорядком дня.
— Людмила Михайловна, действительно, многие считают, что регистрационная служба делает заключение в виде печати и росписи, ведь документы у граждан вроде бы уже подготовлены.
— Это ошибочное мнение. Во-первых, представленные документы необходимо проверить, затем необходимо провести их правовую экспертизу, то есть соответствуют ли они всем требованиям закона. После этого нужно занести все данные по объекту недвижимости, правоустанавливающим документам, собственникам и их представителям в компьютер. Далее распечатываются необходимые бумаги, проверяются, подписываются государственным регистратором, ставятся печати и готовятся к выдаче. И всё это не наша прихоть, а требования закона. Вы не поверите, но мне, как руководителю отдела, за день приходится ставить до полутора тысяч подписей. Это трудно просто физически, а ведь за каждую подпись я ещё несу и уголовную ответственность. Конечно, могут сказать, что это, мол, ваши трудности, за это вы деньги получаете. Но я это говорю просто для того, чтобы объяснить населению, почему мы не можем увеличить количество приёмных дней.
- Не выходили ли вы к вышестоящему руководству с предложениями об увеличении штата в связи с большим потоком заявителей?
— Дело в том, что наши штаты, как и наша зарплата, жёстко определены в указе Президента, и пока руководству не удаётся изменить уже утверждённый федеральный бюджет. Кстати, необходимо сказать, что такая напряжённая обстановка с кадрами характерна для большинства подразделений области. Есть отделы, где остался один руководитель, а остальные работники, не согласные с предложенной зарплатой, уволились. Так что вопрос с кадрами для нас больной. В нашем отделе в штате сейчас 17 человек, и одна вакансия инженера по обслуживанию компьютеров свободна.
- Насколько автоматизирован рабочий процесс ваших сотрудников? Ведь документов очень много, вручную не справиться.
— В этом плане у нас всё в порядке. Весь процесс приёма и обработки документов компьютеризирован. Хотя, конечно, молодым, недавно принятым сотрудникам сразу всё освоить трудно. Но это болезнь роста. Со временем всё образуется. А сейчас приходится не только заниматься своим основным делом, но и учить молодёжь «в темпе вальса», перебегая от одного компьютера к другому, и всё это в режиме реального времени.
- Расскажите, пожалуйста, конкретнее, что могут зарегистрировать у вас жители города?
— Население приходит к нам за регистрацией своих вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также их ограничений и обременений. Это право собственности, право пожизненного наследуемого владения, аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и т. д.
- А какова главная цель создания регистрационной службы?
— Основная цель — это создание и ведение единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, который необходим для создания цивилизованного рынка недвижимости. За этим будущее. Мы хотим, чтобы рынок недвижимости был открытым и прозрачным. Например, если кто-то из граждан захотел купить квартиру, он может прийти в нашу службу, заплатить небольшую госпошлину (это 100 руб.) и получить выписку из реестра, кому эта квартира принадлежит. То есть он получает достоверную информацию из ответственного органа по интересующей его квартире и может спокойно проводить свою сделку.
- Людмила Михайловна, к вам, наверное, поступает немало запросов от различных служб города с просьбой проконсультировать по тому или иному вопросу?
— Да, очень много. К тому же мы участвуем в заседаниях судов в качестве экспертов. Эти дела в основном связаны с недвижимостью. Так, в прошлом году в нашем городе отмечено самое большое количество судебных дел с недвижимостью, в которых нам пришлось принять участие. Но есть и приятные моменты. В 2004 году областная комиссия при проверке судебной документации отметила нас как самых лучших среди 69 территориальных регистрационных подразделений Подмосковья.
- Сегодня многие гаражные и дачные кооперативы также бросились регистрировать своё имущество. Насколько оправдан их ажиотаж?
— Я думаю, что это неоправданно (как, кстати, и ажиотаж среди населения). В данном случае следует иметь в виду, что кооперативные квартиры и гаражные боксы и так являются собственностью их владельцев и никакой приватизации не подлежат. А то ведь дело доходит до того, что председатели некоторых кооперативов в приказном порядке заставляют жильцов приватизировать квартиры и гаражи.
- По каким дням у вас идёт приём?
— Как я уже говорила, у нас сейчас ещё идёт переходный период. Мы на практике пытаемся нащупать обоюдоприемлемые как для населения, так и для отдела режимы работы. В настоящее время график такой: понедельник и четверг с 9.30 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) принимаем документы на регистрацию. Во вторник и четверг весь день у нас выдача готовых документов. Считаем, что такой распорядок более приемлем. Приём юридических лиц проводится в отдельном окне приёма. И теперь они не мешают приёму граждан. Мы ввели предварительную запись (хотя нам это и запрещено), для которой выделили два отдельных окна. То есть, если вам хочется непременно сдать документы сегодня, то придётся стоять в живой очереди, если же вы можете подождать несколько дней, то получите талон предварительной записи и придёте в назначенный день и время.
Сколько окон работают у вас на приёме документов?
После ремонта помещений службы мы оборудовали 11 специальных окон приёма и выдачи документов. Считаем, что так удобнее и населению и сотрудникам. В настоящее время два окна работают на выдачу документов. В этих же окнах можно заказать и затем получить выписки из единого госреестра. Остальные окна работают на приём документов.
Что бы вы хотели изменить в своей работе?
Как я уже говорила, всё, что зависит от нас, мы делаем и будем делать. Но есть вещи, которые от нас не зависят, и здесь мы можем только помечтать. Например, хотелось бы увеличения штата сотрудников, хотелось бы достойной зарплаты, адекватной выполняемой работе, хотелось больше понимания со стороны граждан.
Как бы ни складывалась у человека судьба, он живёт надеждой на счастье, на удачу. Надежды наши вырастают, как правило, на почве обещаний. Слово же, сказанное от имени ведомства, учреждения, особого веса. И ответственность, которая ложится на них, тоже особая - ведь чиновники говорят от имени государства.
К сожалению, сегодня доверие у людей к власти пошатнулось. Люди устали от неразберихи, от высоких цен, от неустроенной жизни. Они на себе испытывают все последствия непродуманных законов, породивших безумные очереди желающих отвоевать своё право на льготы, приватизировать заработанное жильё. Большинство из нас стали раздражительными, агрессивными, перестали слышать друг друга, давясь в очередях, подстраховывая себя от очередной непродуманной кампании.
Что происходит с нами? Такие мысли возникли у меня, когда я готовила этот материал. Разговаривая с сотрудниками регистрационной службы, видя их уставшие глаза и груды документации, заполонившей все кабинеты, мне захотелось сказать хотя бы маленькие слова защиты в их адрес. Да, проблема есть. И её решать надо. Но не выламывая двери, не оскорбляя друг друга. Давайте в эти трудные минуты будем взаимно вежливы, терпимее, добрее, чтобы не потерять в очередях главное — человеческое достоинство. |