Хакасия, 6 апреля 2007 — Независимо от политического строя общества, частная собственность у граждан все равно остается. При этом, чем лучше живет страна, тем большую популярность получает вложение средств в недвижимость. Об этом можно судить и на примере Хакасии - в последнее время здесь все больше желающих приобрести в собственность землю, дома и квартиры. Изменения в федеральном законодательстве упростили ряд процедур по оформлению прав собственности, однако в некоторых случаях по-прежнему требуется совет специалиста. О ситуации в республике корреспонденту ИА «Хакасия» рассказала руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по РХ – главный государственный регистратор Республики Хакасия Екатерина Кириллова.
Корр.: В сентябре 2006 года граждане России получили возможность зарегистрировать свое недвижимое имущество по упрощенной схеме, благодаря закону о дачной амнистии. Каковы результаты работы в этой сфере?
Е.К.: Жители Хакасии, по сравнению с рядом субъектов СФО, оказались довольно активными. К примеру, в соседнем Красноярском крае с населением в три миллиона, зарегистрировано 4 500 прав собственности по закону о дачной амнистии, в то время как в маленькой Хакасии - уже около 2 500 прав. Пока в этом списке лидируют частные дома и надворные постройки - земельные участки не вовлечены в полной мере. Связано это с тем, что ряд дачных и садоводческих обществ еще не прошли перерегистрацию в налоговых органах. Правда, проблема эта решается - к примеру, в столице Хакасии товарищества, которые не прошли перерегистрацию, должны будут зарегистрироваться вновь, однако документы на земельные участки, предоставленные ранее, будут считаться юридически действительными.
Из положительных моментов отмечу и то, что в настоящее время не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов - все, кто в течение долгого времени строил их, регистрируют право собственности по техническим паспортам, получаемым в БТИ.
Корр.: Кроме участков, регистрируемых в рамках закона о дачной амнистии, есть еще и земельные наделы в сельской местности, где право на собственность должно оформляться другими способами?
Е.К.: Действительно, выдел долей из земель сельскохозяйственного назначения в последние годы пользуется популярностью - активизировались как рядовые граждане, так и юридические лица. Наиболее активно этот процесс идет в Усть-Абаканском районе Хакасии.
Как известно, в ходе преобразования колхозов в акционерные общества часть земель была оставлена в собственности работников. При этом человек не обладал конкретным наделом, имея право работать на различных территориях. В последнее время все больше людей хотят иметь в своей собственности конкретный участок земли. Причины могут быть разными - один хочет вложить землю в уставной капитал своего общества, другой - продать, третий - обрабатывать собственный надел. Ценность участков различна, поэтому не всегда процедура идет без споров о выделении границ. Больших конфликтов на территории Хакасии, однако, не замечено - земельные массивы достаточно большие, и есть возможность выбора.
Чтобы получить право на конкретный земельный участок, необходимо соблюсти ряд требований закона - подать заявление в правление акционерного общества о намерении выделить земельный участок, подготовить кадастровый план и опубликовать сведения о нем в СМИ, и, наконец, провести общее собрание, на котором принять решение. Надо сказать, что отказы в регистрации возможны только в том случае, если претендент нарушил установленный законом порядок.
Корр.: Соблюдение всех предписанных законом требований - вещь порой сложная для тех, кто не имеет должного опыта. Кто может помочь жителям районов, поделиться с ними необходимой информацией?
Е.К. : С 2005 года мы стали использовать в своей работе выездные семинары-совещания. Регистраторы из столицы республики направляются в районы, где благодаря оповещению о месте встречи в местных СМИ, удается поговорить с большим количеством граждан, а также с представителями местной администрации, архитектуры, БТИ и так далее. В таких поездках, кроме сотрудников УФРС, обычно участвуют нотариусы и адвокаты республики. Таким образом, мы решаем несколько задач - с одной стороны, выезд на место позволяет определить уровень работы районного отдела Управления росрегистрации. Кроме того, люди могут бесплатно получить интересующую их информацию. Ценность ее особенно высока в отдаленных населенных пунктах, где сложно получить квалифицированную юридическую консультацию. Главное – благодаря тому, что на месте собраны специалисты различных ведомств, позволяет комплексно решать проблемы. К примеру, во время нашего визита в Абазу более полутора часов нашей встречи с горожанами заняли индивидуальные консультации. До конца 2007 года мы планируем посетить все районы республики.
Еще одним способом общения с жителями региона стал наш телефон доверия. Он оказался очень популярным - за день на этот номер поступает до десяти звонков. Но, к сожалению, далеко не всегда вопросы от жителей относятся к нашей компетенции. Все перечисленное относится к случаям, когда людям сложно получить интересующую их информацию на местах. В полной же мере выяснить все, что касается вопросов регистрации прав собственности или других аспектов работы ведомства можно лично, у наших консультантов.
Корр.: Действительно, УФРС по РХ выполняет и ряд дополнительных функций. Не могли бы вы дать им краткую характеристику?
Е.К.: Сотрудники государственной регистрационной службы участвуют в работе квалификационных комиссий на присвоение звания адвоката, а также на выдачу лицензий на право заниматься нотариальной деятельностью. Также мы отслеживаем деятельность этих специалистов, рассматривая жалобы от населения. К нам обращаются граждане, если они недовольны работой адвокатов и нотариусов. Кроме того, у нас добавились полномочия по контролю за деятельностью арбитражных управляющих, по регистрации некоммерческих объединений и проверки госрегистрации актов гражданского состояния. В последнем случае скажу, что результаты инспекции отделов ЗАГС в Саяногорске и Черногорске показали, что работа этих органов в Хакасии находится на очень высоком уровне.
Что касается некоммерческих организаций, то здесь отмечу - все общественные организации, подающие заявление на регистрацию, соблюдают рамки закона. За все время работы у нас не было случаев, когда на государственную регистрацию предоставлялись Уставы организаций с экстремистской направленностью, прямо или косвенно ущемляющей права граждан или нарушающих федеральные законы. Отказы в регистрации если и случаются, то причиной их является нарушение самой процедуры, к примеру, ошибки в уставах или протоколах заседаний. В любом случае отрадно, что люди в большинстве своем стали более грамотными и активнее пользуются своим правом отстаивать интересы в суде - это касается и решений государственных регистраторов. Для нас показателем качественной работы служит то, что количество наших решений, обжалованных в судебном порядке, невелико. В основном, благодаря тому, что каждый отказ рассматривается специалистами нескольких отделов - проходят обсуждение государственными регистраторами, специалистами отдела судебной защиты.
Корр.: В последнее время мы часто слышим о различных ипотечных программах. Что Вы можете сказать об этом виде покупки жилья, насколько он популярен у жителей Хакасии?
Е.К.: Все чаще нашим сотрудникам приходится регистрировать право собственности на квартиры, приобретенные гражданами на основании договоров по ипотеке. Приобретение жилья за счет заемных средств начало развиваться в Хакасии в 2002 году, затем, по мере совершенствовании ипотечных программ, получало все большую популярность. Сегодня мы наблюдаем настоящий подъем ипотеки, причем люди приобретают жилье не только новое, но и продаваемое на вторичном рынке. Результаты работы в первом квартале 2007 года говорят, что спрос на ипотеку в нашем регионе не уменьшается.
Корр.: Судя по приведенным Вами данным, активность жителей Хакасии явно повысилась, следовательно, наплыв посетителей в отделениях УФРС по РХ возрос. Что сделано для того, чтобы избежать серьезных очередей?
Е.К.: С 2005 года у нас значительно выросло количество специалистов, ведущих прием документов. Кроме того, Управление перешло на гибкий график работы, без перерывов на обед. Во вторник и четверг увеличено время работы - прием идет с 9 утра до семи вечера, и ведется прием документов по субботам. Таким образом, объем посетителей гибко распределен по времени. |