Пресс-релиз "Иск о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ГУП "Московский метрополитен"".
23.06.2005
В связи с произошедшими в последнее время в ряде субъектов Российской Федерации случаями продолжительного отключения электроэнергии на объектах производственного, жилищно-коммунального, транспортного, бытового и иного назначения было допущено массовое нарушение соответствующих потребительских прав граждан.
Как отстоять эти права, кто должен нести ответственность перед потребителем за причиненный ему вред и на что вообще может рассчитывать в подобной ситуации "рядовой" гражданин?
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, посчитав, что лучшим ответом на эти вопросы может служить только конкретное судебное решение, предъявила в суд иск (истец – территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве) о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий ГУП "Московский метрополитен", связанных с не предоставлением гражданам 25 мая 2005 года услуг по перевозке пассажиров электропоездами общего пользования.
В основе исковых требований лежит безусловный факт признания того, что все граждане, пользующиеся Московским метрополитеном, являются потребителями соответствующих услуг по перевозке пассажиров электротранспортом общего пользования, предоставляемых ГУП "Московский метрополитен", который по отношению к ним является их исполнителем, т.е. стороной в правоотношениях, регулируемых соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ ) и Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Купив билет для проезда в метрополитене, граждане заключают с данным хозяйствующим субъектом договор перевозки (п.2 ст.786,ст.789 ГК РФ), по которому перевозчик должен перевести пассажира в соответствующий пункт назначения до одной из станций, указанных на схеме линий Московского метрополитена.
Однако, ввиду произошедшего 25 мая 2005 г. сбоя в электроснабжении метрополитена, последний не обеспечил в вышеуказанный день в период с 11 час. 15 минут по 22 час. 00 мин. (т.е. в объявленный режим работы) перевозку пассажиров в срок, соответствующий целям заключаемого договора перевозки (разумный срок согласно ст. 792 ГК РФ). Тем самым метрополитен не исполнил взятое на себя обязательство по перевозке, за что он должен нести ответственность согласно ст. 793 ГК РФ, в том числе имущественную ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков услуги, вызванных фактическим приостановлением соответствующей деятельности.
По общему правилу, закрепленному ст. 1098 ГК РФ и ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", исполнитель освобождается от ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков услуги, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования услугой.
Поскольку в данном случае факты нарушения потребителями установленных правил пользования метрополитеном отсутствуют по определению, а вред, причиненный жизни, имуществу или здоровью потребителей вследствие недостатков услуги по общему правилу подлежит возмещению исполнителем независимо от его вины (ст. 1095 ГК РФ, ст. 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), то ГУП "Московский метрополитен" было обязано обеспечивать надлежащее транспортное обслуживание пассажиров в рассматриваемый период времени, а обстоятельства, приведшие к временному приостановлению его деятельности, не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, исходя из определения таковых, данных в ст. 401 ГК РФ.
Все эти обстоятельства позволяют требовать признания вышеназванных действий ГУП "Московский метрополитен" противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
В случае удовлетворения предъявленного иска суд должен назначить срок, в течение которого ответчик по делу обязан через средства массовой информации или иным способом довести до потребителей решение суда, которое после его вступления в законную силу обязательно для судов, рассматривающих иски конкретных потребителей о гражданско - правовых последствиях соответствующих действий исполнителя по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.