Росфинмониторинг подвел итоги работы в I полугодии 2009 года
В первом полугодии 2009 г. Росфинмониторингом отработано порядка 10 тыс. запросов от правоохранительных органов; порядка 11 тыс. материалов направлено в правоохранительные органы по результатам инициативных финансовых расследований.
Всего проведено около 10 тыс. финансовых расследований по линии противодействия легализации преступных доходов и порядка 500 - по линии противодействия финансированию терроризма.
Осуществлено около 600 проверок поднадзорных Росфинмониторингу организаций; по результатам выявлено более 7,5 тыс. операций, по которым не были представлены сведения в Росфинмониторинг, на общую сумму более 65 млрд. руб.
Всего за I полугодие текущего года Росфинмониторингом получено порядка 3 млн. сведений от подотчетных организаций по операциям с денежными средствами и иным имуществом на общую сумму около 33 трлн. рублей.
В ходе мирового финансово-экономического кризиса, выступившего катализатором активизации и развития различных криминальных тенденций, Росфинмониторинг отмечает, что наибольшей уязвимостью к проникновению преступных элементов по-прежнему обладает финансовый сектор. В первом квартале 2009 г. из более чем 4-х тыс. преступлений, выявленных по статье 174-1 УК РФ (так называемое <самоотмывание>), более 1,6 тыс. преступлений совершено в кредитно-финансовой сфере (около 40%). Вслед за финансовым сектором по степени уязвимости идет потребительский рынок - свыше 1,3 тыс. преступлений (более 30%). Данная тенденция сохранялась на протяжении всего первого полугодия 2009 г..
<Сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда преступные капиталы все чаще используются для кредитования частного бизнеса, тем самым подменяя собой легальный банковский сектор>, - отмечает руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
Показательным, но далеко не единичным примером развития такой тенденции в последний период является недавно завершившееся дело по ряду компаний в Сибирском федеральном округе, предоставлявшим незаконные банковские услуги.
На банковские счета этих компаний в безналичной и наличной форме привлекались денежные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Организаторы схемы вели учет поступивших денежных средств способом, характерным для банковского учета. При этом клиентам гарантировалось право беспрепятственно распоряжаться своими средствами.
Ведение счетов <клиентов> осуществлялось при помощи системы удаленного доступа <Банк-Клиент>. Псевдо-банковская <организация> выполняла распоряжения <клиентов> о перечислении и выдаче денег и получала за это комиссионное вознаграждение. Привлеченные наличные денежные средства использовались и для проведения <кассовых> операций, а именно для их выдачи клиентам взамен безналичных перечислений на счета его компаний.
Одновременно с этим международное сообщество, включая группы ФАТФ и Эгмонт, отмечает тенденции активизации преступных схем отмывания денег в нефинансовом секторе, к которому относится игорный бизнес, риэлторы, рынок драгоценных металлов и камней, адвокаты, нотариусы, бухгалтеры, торговые организации, в том числе участвующие во внешнеторговых операциях. По словам Ю. Чиханчина, эти тенденции связаны, в первую очередь, с тем, что в нефинансовых организациях, по сравнению с финансовым сектором, менее развиты процедуры внутреннего контроля.
Другая группа тенденций связана с изменением схем вывода денежных средств за рубеж. На сегодня очевиден рост объемов вывода капиталов из России с использованием каналов оффшорного транзита, т.е. вывода финансовых средств из России на счета оффшорных компаний, открытых в кредитных организациях третьих стран. Основные каналы оффшорного транзита при этом проходят через банки прибалтийских государств: с начала 2009 г. через них из России <перекачено> в оффшоры более 295 млрд. руб.
Росфинмониторинг также продолжает проводить усиленный мониторинг предприятий, получивших кредитные средства в рамках оказания государственной поддержки, и предприятий, в особенности системо- и градообразующих, подверженных <синдрому Пикалево>. В отношении последних Ю. Чиханчин подчеркнул, что Росфинмониторингом уже разработан алгоритм, позволяющий на основе мониторинга финансовых операций предприятий, спрогнозировать возникновение таких социально опасных проявлений. Выявляемая информация оперативно передается в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и правоохранительные органы для проверки и принятия необходимых мер.
|