Финансовый кризис повлек за собой криминализацию финансового сектора, заявил руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. "Преступные капиталы все чаще используются для кредитования частного бизнеса, тем самым подменяя собой легальный банковский сектор", - считает Чиханчин.
Из более чем 4 тыс преступлений, выявленных Росфинмониторингом в I квартале 2009 г., по статье "самоотмывание" (174-1 УК), около 40% (более 1,6 тыс.) совершено в кредитно-финансовой сфере, говорится в сообщении службы. Вслед за финансовым сектором "по степени уязвимости" идет потребительский рынок, на который приходится более 30% (1,3 тыс преступлений). Речь идет о легализации доходов, полученных преступным путем, поясняет адвокат "ФБК-право" Александр Сотов, виновность подозреваемого по этой статье может быть доказана лишь в том случае, если он знал, что переданные ему доходы получены заведомо преступным путем.
Сергей Борисов ("Опора России") не стал оспаривать данные Росфинмониторинга и согласился, что в условиях, когда банки отказываются кредитовать малый бизнес, предприниматели идут к "своим ребятам" за неформальными кредитами под расписку. Но такой вид кредитования не слишком дешев - по оценке Борисова, "неформальные кредиты" выдаются в среднем под 20%, а потому доступны прежде всего торговым предприятиям с высоким оборотом, которые закладывают прибыль в 30-35%.
По прогнозам Борисова, рынок кредитования малого бизнеса в условиях кризиса может вернуться к ситуации 10-летней давности, когда лишь 25% предприятий могли себе позволить легальные займы. К 2008 г. ситуация стала выправляться, легальное кредитование, по статистике "Опоры", распространилось на 70% малого бизнеса. Ситуацию, по мнению Борисова, могло бы спасти принятие законопроекта о микрофинансировании, внесенного в Госдуму в ходе весенней сессии: "Продвижение этого инструмента могло бы противодействовать уходу кредитования малого бизнеса в тень". |